на главную hellopiter.ru
на главную экскурсии санкт-петербург достопримечательности санкт-петербурга карта достопримечательностей санкт-петербурга санкт-петербург фото контакты
санкт-петербург Мосты на Фонтанке
мосты Фонтанка.Мосты Санкт-Петербурга мосты
 
 
 
 
музеи архитектура мосты санкт-петербурга скульптура сады развлечения
 
нева мостыфонтанка мостыканал грибоедова мостымойка мосты
Фонтанка – один из центральных водотоков Санкт-Петербурга. Она берет свое начало из Невы в районе Летнего сада и , пробежав путь 6.7 км., вновь соединяется с Невой. Водоток, который  вытекает из реки и впадает в нее же, называют ериком. Прежнее название Фонтанки-Безымянный ерик. В начале XVIII века-после того, как на территории Летнего сада  были сооружены фонтаны, вода от них стала спадать в Безымянный ерик и речку нарекли Фонтанкой. Сами фонтаны не сохранились–их разрушил сильный ураган и наводнение в 1777 году, но и  сегодня название реки напоминает об их существовании. До конца XVIII века по Фонтанке проходила южная граница Петербурга. Во времена правления Екатерины II  Фонтанка, как и другие центральные реки города, начала одеваться в гранит.
Мосты Санкт-Петербурга..............................................................................................................................................................................................................................
Прачечный мост

Прачечный мост – словно отмечает то место, где Фонтанка берет свое начало из Невы. Его название напоминает о том, что  на левом берегу реки, напротив Летнего сада существовал Прачечный двор ( дворами в XVIII веке называли предприятия). Прачечный мост первый каменный мост через Фонтанку.

Появление каменного моста было неслучайно, при Екатерине II постепенно стали одевать в гранит Неву и другие городские водотоки. В ходе этих мероприятий Петербург украсили не только прекрасные каменные мосты, но и  спуски к воде, парапеты и каменные скамьи. Прачечный мост изогнул свою спину над Фонтанкой в 1766-1769 годы и создавался он, вероятно, по проекту архитектора И.Росси  при участии  мастера «квадраторного  дела»  Т.И.Насонова.Прачечный мост

Мосты Санкт-Петербурга..............................................................................................................................................................................................................................
Пантелеймоновский мост

Пантелеймоновский мост – через Фонтанку получил свое название по церкви Св. целителя Пантелеймона, которая была построена недалеко от левого берега Фонтанки еще в первой трети XVIII века. Строительство моста  началось в 1823 году по проекту немецкого инженера Вильгельма (Гийома) Треттера. Главной заслугой этого инженера стало внедрение в русское мостостроение новых конструкций висячего типа. Пантелеймоновский мост стал первым в нашей стране транспортным мостом  цепной системы, он был переброшен через Фонтанку в районе Инженерного (Михайловского) замка.

Вместе с Треттером в строительстве  принимал участие выпускник Путейского института инженер В.Христианович. Мост был закончен весной 1824 года, причем его металлические конструкции собрали в рекордные для того времени сроки - всего за 18 дней. Новая переправа перекрывала всю ширину Фонтанки одним пролетом длиной 43 метра. Его проезжая часть, выполненная из железных балок с деревянным настилом, была подвешена при помощи тонких железных тяжей к пяти цепям, которые состояли из длинных звеньев. Цепи были переброшены через чугунные пилоны и закреплены в массивах каменной кладки береговых устоев. В 1907-1914 годах на месте  старого цепного моста по проекту архитектора Л.А.Ильина и инженера А.П.Пшеницкого была  построена  новая переправа  иной конструкции, так как цепная система казалась небезопасной. Чугунные перила Пантелеймоновского моста украшают стилизованные изображения римских щитов с воинскими доспехами. Устои для фонарей представляют собой пучки копий с золочеными наконечниками.

Мастера в начале XX века продолжили традицию  убранства  тех мостов, которые находятся по близости. Они создавались в первой трети века XIX, когда в искусстве царил стиль Ампир и звучала тема триумфа победы русской армии в войне с Наполеоном. Декоративные элементы оформления Пантелеймоновского моста были созданы на заводе „Карл Винклер“, их окраску и позолоту завершили в июле 1914 года. В 1915-1923 годах мост назывался Гангутским, а  с 1923 года  мостом Пестеля, в 1991 мосту вернули его историческое имя. В 2000 году была создана художественная подсветка моста. В 2002 году проходила капитальная реставрация сооружения, во время которой в конструкциях Пантелеймоновского моста были заделаны пять сквозных отверстий времён Блокады.Пантелеймоновский мост

Мосты Санкт-Петербурга..............................................................................................................................................................................................................................
Аничков мост

Аничков мост – пожалуй, самый известный Петербургский мост через Фонтанку. Он лежит в створе Невского проспекта.

Первый деревянный мост появился здесь еще в 1715 по указу Петра I, тогда он стал пограничным для города. Название мост получил по имени подполковника М.О. Аничкова, командовавшего строительным батальоном, построившим мост.

Деревянный мост был со шлагбаумом, в ночное время шлагбаум опускался. Здесь находилась застава, через которую въезжали в Санкт-Петербург. На заставе проверяли паспорта, брали плату за въёзд.

В 1749 году по проекту архитектора С.Волкова Аничков мост был перестроен. Его основательно укрепили, так как по нему должны были пройти слоны-подарок персидского шаха русской императрице. Мост перестал быть разводным. Его обшили досками и оформили под гранит.

В 1780-х годах берега Фонтанки одевали в гранит, тогда же через Фонтанку по проекту Ж.Р. Перроне было построено семь однотипных каменных мостов башенного типа. В 1783–1787 годах по типовому проекту был перестроен и Аничков мост. С этого времени он представлял собой трёхпролётный гранитный мост, средний разводной пролёт которого был деревянным. На быках моста находились башни с разводным механизмом.

Свой нынешний облик мост приобрел в 1841 году, когда его перестроили по проекту инженера И.Ф.Бутаца. Прежняя переправа оказалась тесной, так как была намного уже Невского проспекта.

Новый каменный мост возвели всего за шесть месяцев. Все три пролета моста перекрывали каменные арки с гранитной облицовкой. Проезжая часть сравнялась с шириной проспекта. На мосту установили перила с изображением морских коньков, русалок и дельфинов, повторяющие рисунок перил Дворцового моста через реку Шпрее в Берлине. Устои Аничкова моста было решено украсить скульптурами «Укротителей коней», изваянными П.К.Клодтом. Отливка фигур  из бронзы началась  в 1839 году, а в мае 1841 началось строительство моста.

Осенью 1841 мост был открыт для движения. Успех конных групп Клодта был необычайный, достаточно сказать, что копии двух  групп: «Конь с идущим рядом юношей» и парная ей «Юноша, решительно схвативший коня под уздцы»  Николай I подарил прусскому королю. Их установили  у главных ворот Королевского дворца в Берлине. А еще одна копия с этих изваяний была подарена королю Обеих Сицилий Фердинанду II, в Неаполе они заняли место около Королевского дворца.

Изготовлением статуй, от лепки до отливки Клодт занимался лично, в литейной мастерской при Академии Художеств. Об этом напоминают и подписи на плинтах статуй.

Все четыре скульптурные группы разные по своему содержанию вместе составляют единую поэму – укрощение человеком коня. Это олицетворение борьбы человека со стихией, силы природы сопротивляются, но постепенно человек берет над ними верх. Скульптурная сюита Аничкова моста это словно аллегория самой идеи мостостроения, ведь каждый мост-итог схватки творческого гения человека с водной  стихией и победа над ней.

В 1902 году состояние Аничкова моста было признано аварийным. Восстановительные работы проводились в 1906-1908 году под руководством архитектора П.В. Щусева.

Во время блокады Ленинграда конные группы были закопаны во дворе Аничкова дворца. От прямых попаданий бомб мост сильно пострадал. Но ещё до окончания войны он был восстановлен, а конные статуи были возвращены на место накануне 1 мая 1945 года. В 2000 году проводилась реставрация бронзовых конных групп, восстановительные работы возглавлял скульптор В.Г. Сорин. В 2008 году проводился очередной капитальный ремонт моста.Аничков мост

Мосты Санкт-Петербурга..............................................................................................................................................................................................................................
Ломоносова мост (Чернышев)

Ломоносова мост (Чернышев)  был построен в 1785-1788 годы и вошел в единственный в своем роде ансамбль из семи мостов, перекинутых в то время через Фонтанку.

Все семь мостов были абсолютно одинаковы по своему архитектурному решению  и создавались по типовому проекту Ж.Р.Перроне. К цепям, крепившимся к башням-павильонам, подвешивались средние разводные пролеты. Появление новых переправ через Фонтанку было связано с тем, что при Екатерине II центральные водотоки Петербурга одевались в гранит. 

После перестроек XIX века уцелели башни лишь двух мостов - Старо-Калинкина, который находится гораздо ниже по течению  и Чернышева моста. Последний, в отличие от увеличенного по ширине Старо-Калинкина, почти не изменил своего облика.

Каменный мост в честь императрицы стал называться Екатерининским. Позже его назвали Чернышёвым мостом, по прилегающему к нему переулку. Названия переулка в свою очередь взялось от располагавшейся рядом усадьбы генерала аншефа Г.П.Чернышёва. Такое же название имела и площадь на другом берегу Фонтанки.

Реконструкция моста по проекту инженера А.П.Пшеницкого и архитектора И.А.Фомина проводилась в 1912–1913 годах. Цепи на мосту с тех пор играют декоративную роль, тогда как изначально при помощи них поднимались крылья разводного пролёта.

В 1912 году по проекту И.А.Фомина на мосту установили гранитные фонари-обелиски. Во время блокады Ленинграда Чернышёв мост значительно пострадал, были повреждены гранитные парапеты и обелиски. В 1948 году мосту дали новое название-мост Ломоносова, одновременно имя Ломоносова было дано площади и переулку, прилегающим к переправе.

Ремонтные работы на мосту Ломоносова во второй половине XX века проводились трижды, а в 2005-2006 годы проводилась реставрация обелисков.Ломоносова мост(Чернышев)

Мосты Санкт-Петербурга..............................................................................................................................................................................................................................
Обуховский мост

Обуховский мост через Фонтанку лежит в створе Московского проспекта. На этом месте еще в 1717 году был построен первый деревянный мост. Строительство проводилось «посадским человеком» Обуховым, по фамилии которого переправа и была названа. Деревянный Обуховский мост имел в створе щель, шириной 70 см., которая была необходима для прохода по Фонтанке мачтовых судов. Днем эту щель закрывали досками.

В 1738 году переправа была перестроена и названа официально Саарским мостом, так как нынешний Московский проспект, пересекающий по нему Фонтанку в те времена назывался  дорогой на Саарское село (Царское село). Начиналась дорога в эту загородную императорскую резиденцию именно от Обуховского моста, так как по Фонтанке проходила южная граница Санкт- Петербурга. Новое наименование моста впоследствии так и не прижилось.

В 1785 году здесь был построен каменный трехпролетный мост с деревянным центральным разводным пролетом.

Новый Обуховский мост стал одним из семи типовых каменных с башнями мостов через Фонтанку, созданных по проекту Ж.Р. Перроне. К цепям, крепившимся к башням-павильонам, подвешивались средние разводные пролеты.

В 1865 году деревянный разводной пролет заменили на постоянный каменный свод, а башни с разводными механизмами разобрали за ненадобностью. В 1939 году мост вновь был перестроен, в результате чего получил свой нынешний облик. Перестройка была связана с тем, что ширина моста была гораздо уже чем Московский проспект. Для увеличения пропускной способности одной из главных транспортных магистралей города переправу необходимо было расширить. Авторами проекта нового моста стали инженер В.В.Демченко и архитектор Л.А.Носков.

Мост был выполнен из бетона и его архитектурное оформление так же изменилось. О конструктивных и художественных данных былого Обуховского моста дают достаточно наглядное представление, сохранившиеся обмерные чертежи, составленные в то время, когда разрабатывался проект его перестройки, т. е. в 1937-1939 гг.

Внешний вид Обуховского моста, за исключением отсутствующих башенных надстроек, почти ничем не отличается от сохранившихся Чернышева и Старо-Калинкина мостов. На фасадах моста выражены очертания арок и профилированные в виде трехгранных призм ледорезы. Ограждения результат  перестроек  более поздних времен, художественной ценности не представляют-это обычные прямые стержни, между которыми вверху и внизу вставлены небольшие кольца. В 1930-е годы гранитные обелиски отметили въезд на переправу.Обуховский мост

Мосты Санкт-Петербурга..............................................................................................................................................................................................................................
Египетский мост

Египетский мост сооружен  в 1825-1826 годы. Строительство моста  осуществлялось по проекту немецкого инженера Вильгельма (Гийома) Треттера. Главной заслугой этого инженера стало внедрение в русское мостостроение новых конструкций висячего типа. Египетский мост стал вторым в нашей стране транспортным мостом  цепной системы. Вместе с Треттером в строительстве  принимал участие выпускник Путейского института инженер В.Христианович.

Название моста говорит само за себя, мост вошел в целый ряд построек «в египетском вкусе», которые возводились в Петербурге и его окрестностях на волне увлечения в то время искусством Древнего Египта.

У въездов на мост на гранитных основаниях установили четыре чугунных изваяния сфинксов, отлитые  по моделям П.П.Соколова. Металлические конструкции и скульптуры были изготовлены на заводе К.Н. Берда. На головах у сфинксов крепились шестигранные фонари, чугунные порталы моста были украшены росписями в египетском стиле и иероглифами.

Египетский мост просуществовал сравнительно не долго, лишь  до начала XX века. 20 января 1905 года через мост проходил кавалерийский эскадрон, а навстречу ему-11 саней с возницами. Мост затрещал и рухнул, это событие предопределило будущую судьбу переправы.

После аварии на месте Египетского моста остались гранитные мостовые устои и сфинксы на пьедесталах. Рядом, в створе Усачёва переулка (ныне переулок Макаренко), в том же году был построен деревянный семипролётный мост.

В 1954-1956 годах по проекту инженера В. В, Демченко, архитекторов  В.С. Васильковского и П.А. Арешева  был построен новый Египетский мост, а временную деревянную переправу разобрали. Чугунные сфинксы на мостовых устоях были сохранены, к ним добавили стилизованные торшеры-обелиски.

В 1989 году один из сфинксов был сбит в воду машиной, после реставрации  фигуру установили на прежнее  место. В 2004 году прошла реставрация одной и ремонт остальных скульптур. Выяснилось, что головы сфинксов ранее были вызолочены. В ходе реставрации позолота сфинксов была восстановлена. Торжественное открытие скульптур после реставрации произошло 27 мая 2004 года. Египетский мост

Мосты Санкт-Петербурга..............................................................................................................................................................................................................................
Старо-Калинкин мост.Фонтанка

Старо-Калинкин мост  был построен в 1785-1788 годы и вошел в единственный в своем роде ансамбль из семи мостов, перекинутых в то время через Фонтанку.

Все семь мостов были абсолютно одинаковы по своему архитектурному решению  и создавались по типовому проекту Ж.Р. Перроне. К цепям, крепившимся к башням-павильонам, подвешивались средние разводные пролеты.

После перестроек XIX века уцелели башни лишь двух мостов - Старо-Калинкина, и Чернышева моста который находится гораздо выше  по течению. Еще в первой трети XVIII века через устье Фонтанки в этом месте был построен первый деревянный мост, а к  1737 году здесь существовала разводная многопролётная переправа, трасса которой проходила через оба рукава Фонтанки и  Галерный остров.

Название моста связано с существовавшей тогда поблизости Калинкиной деревней, известной ещё с XVII века.

В связи с перспективой прокладки через мост трамвайных путей в 1892-1893 годах провели реконструкцию Старо-Калинкина моста. Деревянный разводной пролёт был заменён на постоянный каменный. Обелиски, парапет и скамьи были утрачены, сохранились только башни разводных механизмов.

В 1907-1908 годах перед прокладкой трамвайных путей Старо-Калинкин мост был расширен с 15 до 30 метров. В 1965 году Старо-Калинкину мосту были возвращены ранее утраченные детали: парапет, обелиски и скамьи. Это было сделано благодаря реставрационным работам, проект которых выполнил архитектор И.Н. Бенуа.

В 1969 годах на шарах башен и обелисков была восстановлена позолота. В 1986-1987 годах воссоздали восемь шестигранных фонарей, таблички на башнях с датами начала и окончания строительства Старо-Калинкина моста. Таким образом, Старо-Калинкину мосту вернули облик конца XVIII века и сегодня он является истинным украшением Петербурга. Старо–Калинкин мост

Мосты Санкт-Петербурга..............................................................................................................................................................................................................................

Использованная литература:Бунатян Г.Г.,Чарная М.Г. Прогулки по рекам и каналам Санкт-Петербурга-Паритет,Спб.,2007;Лисовский В.Г. Архитектура Петербурга.Три века истории.-Славия.,Спб.,2004; Пунин А.Л.Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века.1830-1860-е годы.Ранняя эклектика.-Крига.,Спб.,2008.

© Е. А. Паршина, 2009

  Мосты на Фонтанке.Мосты Санкт-Петербурга  
 
Назад 
   
 
Мосты на Фонтанке.Мосты Санкт-Петербурга