на главную hellopiter.ru
на главную экскурсии санкт-петербург достопримечательности санкт-петербурга карта достопримечательностей санкт-петербурга санкт-петербург фото контакты
санкт-петербург Мосты на Мойке
мосты Мойка.Мосты Санкт-Петербурга мосты
 
 
 
 
музеи архитектура мосты санкт-петербурга скульптура сады развлечения
 
нева мостыфонтанка мостыканал грибоедова мостымойка мосты

Мойка река, которая протекает в самом сердце Санкт-Петербурга. В начале XVIII века она представляла собой тинистую, застойную речку, вытекающую из болота(оно находилось в районе нынешнего Марсова Поля). В 1711 году эту речку,тогда она называлась Мья, соединили с Фонтанкой.

Во времена правления Петра I, вдоль Мьи проходила южная граница Петербурга. Во второй половине XVIII века Мья оделась в гранит. Название «Мойка» произошло от прежнего, старинного наименования реки-Мья. Возможно, здесь имело место влияние звукового сходства «мья» с русскими словами «мыть», «мою» и др. Само же название восходит к древнему ижорско- финскому наименованию «Муя».

Мосты Санкт-Петербурга..............................................................................................................................................................................................................................
1-й Инженерный мост

1-й Инженерный мост перекинут через Мойку там, где она соединяется с Фонтанкой. Он построен в 1828-1829 годы по проекту инженера П.П.Базена. В эти годы осуществлялась большая реконструкция этой части городской территории по проекту К.И.Росси. Мост смонтирован из чугунных блоков-«ящиков». Подобный тип арочных чугунных мостов   получил распространение в России в начале XIX века.

В рисунке перил моста, созданных по проекту Л.И.Шарлеманя, изображены копья, дротики, мечи и щиты с головой Медузы Горгоны. Медузу Горгону мы видим и в ограде напротив, которая подхватила Летний сад со стороны Мойки, ее рисунок также создавался по проекту Л.И.Шарлеманя. Появление воинской символики в рисунке перил моста связано с тем, что в архитектуре первой трети XIX века царил стиль Ампир и в декоративных элементах звучала тема триумфа побед русской армии в войне с Наполеоном.

Металлические конструкции 1-го Инженерного моста были выполнены на Александровском чугунолитейном заводе и заводе Ч.Берда. Название мост получил в связи с близостью к Инженерному (Михайловскому) замку. Долгое время 1-й Инженерный мост эксплуатировался без капитального ремонта. В 1946 году в связи с его аварийным состоянием движение по нему закрыли, а в  1951 году приняли решение о его капитальном ремонте. Данный ремонт производился в 1952-1954 годах по проекту инженера Б.Б. Левина. Чугунные конструкции были заменены на стальные, а  архитектурное оформление восстанавливалось в 1955 году по проекту архитектора А.Л. Ротача. Последняя  реконструкция моста проводилась в 2002 году.1-й Инженерный мост. Мойка. Санкт-Петербург

Мосты Санкт-Петербурга..............................................................................................................................................................................................................................
1-й Садовый мост

1-й Садовый мост пересекает Мойку по линии Садовой улицы, что обусловило его нынешнее название. Первый деревянный мост через Мойку в этом месте был построен в 1710-х годах, так как рядом находился Царицын луг (прежнее название Марсова поля), мост  назвали 2-м Царицыным. Позднее в 1798-1801 году при создании гранитных набережных Мойки, а также в связи с созданием вокруг резиденции Павла I (Михайловского замка) системы каналов, здесь появился однопролётный деревянный мост с каменными опорами. По Михайловскому замку мост был назван Михайловским.

Мост был перестроен  в камне по проекту П.П.Базена в 1835-1836 годах. В эти годы осуществлялась большая реконструкция этой части городской территории по проекту К.И.Росси.

Этот мост является памятником стиля Ампир и в его декоративном убранстве использованы изображения воинских атрибутов и символов славы-мечи, копья, щиты.

Мотивы воинской славы России очень характерны для русской архитектуры 1820-1830 х годов, что нашло отражение и  в художественных работах в металле, в тои числе и в оформлении оград.

В 1906–1907 годах по проекту А.П. Пшеницкого  мост вновь был перестроен. Пролёты  стали металлическими, а каменные опоры переложили заново. Проект архитектурного оформления Садового моста был разработан Л.А. Ильиным. Из-за организационных проблем проект был реализован только к 1913 году.

В 1924 году мост получил новое название - 1-й Садовый. Со второй половины XX века мост пережил  четыре реставрации,  последняя проводилась в 2003 году. Чтобы не нарушать сложившийся здесь ансамбль, 2-й Садовый мост, расположенный чуть ниже по течению Мойки, построенный в 1967 году, оформлен в стиле вышеупомянутого моста. Авторы проекта 2-го Садового моста архитекторы Е.А.Болтунова и Л.А.Носков. 1-й Садовый мост

Мосты Санкт-Петербурга..............................................................................................................................................................................................................................
Мало-Конюшенный мост

Мало-Конюшенный мост через Мойку является частью удивительного «Трехколенного» моста.  Второе «колено» этого сооружения-мост Театральный, переброшенный через канал Грибоедова, а третий мост является декоративным, под ним нет воды, он сооружен вдоль фасада Главных Императорских конюшен.

Трехколенный мост переброшен в том месте, где Мойка соединяется с Каналом Грибоедова. Еще в середине XVIII века здесь существовали два нешироких деревянных моста.

Строительство нового  необычного моста велось  в 1829-1830 годах по проекту инженеров Е.А.Адама и В.Третера. Все металлические части Трёхколенного  моста были изготовлены в Санкт-Петербурге и на Александровском Олонецком заводе.

После 1917 года многие декоративные элементы мостов были утрачены, или частично повреждены.

В 1936 году во время капитального ремонта проезжую часть и тротуары моста заасфальтировали, отделили их друг от друга высоким поребриком. В 1952-1953 годах по проекту А.Л.Ротача были восстановлены торшеры, фонари и решётки ограждений. После реставрационных работ 2001 года автомобильное движение по Трёхколенному  мосту было прекращено. Его полотно вновь было выложено камнем.

Этот необычный мост находится под охраной государства как памятник архитектуры первой половины XIX века. Мало-Конюшенный мост

Мосты Санкт-Петербурга..............................................................................................................................................................................................................................
Зеленый (Народный, Полицейский) мост

Зеленый (Народный, Полицейский) мостнаходится в створе Невского проспекта. В 1717-1718 годы здесь существовал деревянный мост. В 1830-годы деревянные мосты через Мойку были окрашены в разные цвета и получили цветные названия. Мост о котором идет речь стал Зеленым. После постройки на берегу Мойки дома генерал-полицмейстера Чичерина, мост стал называться Полицейским.

В 1806-1808 годах его первым из мостов через мойку перестроили с применением конструкций из чугуна. Автором проекта и руководителем строительства был В.И.Гесте. Конструкция моста со сводом из чугунных блоков-«ящиков» оказалась надежной, экономичной и удобной для монтажа, и в 1807 году проект Гесте был утвержден как «образцовый», он стал первым в истории мостостроения типовым проектом металлического моста.

В 1844 году здесь впервые в Санкт-Петербурге было уложено асфальтовое покрытие, а двумя годами ранее мост несколько расширили по проекту А.Д.Готмана. В XIX веке по обе стороны от переправы стояли полицейские будки, на всех углах были установлены фонари. В начале XX века  по проекту Л.А.Ильина Полицейский мост был расширен с сохранением первого конструктивного решения.

После 1917 года фонари с моста были сняты, мост получил новое название-«Народный». В 1938 году вся проезжая часть и тротуары были заасфальтированы. В 1951 году были восстановлены утраченные к тому времени шестигранные фонари. В 1960-е годы мост был отреставрирован, а в 1997 году ему вернули историческое название-Зеленый.Зеленый (Народный, Полицейский) мост

Мосты Санкт-Петербурга..............................................................................................................................................................................................................................
Певческий мост

Певческий мост воспринимается как неотъемлемая часть Дворцовой площади. Он переброшен через Мойку близ здания  Певческой капеллы (прежде-Придворного певческого корпуса), это и явилось поводом назвать мост Певческим.

Еще в середине XVIII века через Мойку были построены деревянные мосты, которые окрасили в разные цвета (так легче было их различать) и дали им цветные названия. Мост о котором идет речь, назывался Желтым. В 1834 году на Дворцовой площади состоялось торжественное  открытие Александровской колонны, автор монумента О.Монферран спроектировал более широкий мост вместо прежнего, для прохода войск, участвовавших в торжественной церемонии открытия.

В 1838-1840 годах вместо деревянного моста, был сооружен новый, чугунный, арочный мост, имеющий один пролет. До того времени, пока мост не был построен, сообщение между берегами Мойки производилось при помощи лодочной переправы.

Строительство нового моста было организовано с подачи министра финансов  Канкрина и по проекту инженера Е.А.Адама. Пролетное строение нового моста состояло из чугунных пустотелых коробок, которые были скреплены между собой болтами. Впоследствии именно эти болтовые соединения оказались самыми уязвимыми местами сооружения, ведь уже через год его эксплуатации было расхищено около 50 болтов и 27 гаек, которые местные жители свинчивали для использования в личных целях.

Возведенные на свайных ростверках устои моста выполнили из камня и облицевали гранитом. Роль перильных ограждений взяли на себя литые чугунные, ажурные решетки, а розово-серая брусчатка покрывала всю проезжую часть сооружения. Решетка моста-это уникальное художественное чугунное литье,  своим  узором напоминающее кружево тончайшей работы. Рисунок ее выполнен в виде веера, главным элементом которого являются повторяющиеся пальметты.

Торжественное открытие возведенного моста произошло 24 ноября 1840 года, и первым, кто его опробовал, был сам Император Николай I, проехавший по мосту в экипаже, открыв тем самым переправу для движения пешеходов и транспорта. Вместе со своей новой жизнью, мост получил и новое название, теперь он стал именоваться Певческим.

В 1937 году розово-серая брусчатка проезжей части моста была покрыта слоем асфальта, а в ноябре 2003 года специалистами фирмы «Интарсия» и «Ленмостостроя» была начата полная его реконструкция. Впервые, за 164 года своего существования, мост подвергся столь серьезному капитальному ремонту. Вызваны ремонтные работы были плохим состоянием сооружения.

Певческий мост является одним из самых широких мостов в городе, его ширина 70 метров. Певческий мост

Мосты Санкт-Петербурга..............................................................................................................................................................................................................................
Синий мост

Синий мост – самый широкий мост в Европе, ширина его почти 100 метров. Мост соединяет Мариинский дворец с пространством Исаакиевской площади.

На этом месте уже в начале XVIII века существовал деревянный мост, но в 1737 на его месте построили новый деревянный разводной мост по проекту Г. Ван Болеса.  Переправы, построенные по этому проекту, имели щель между крыльями разводного пролёта для провода мачтовых судов, закрываемую для проезда по мосту щитами. Мост  был окрашен в синий цвет, поэтому в 1738 году он получил «цветное название» существующее по настоящее время-Синий.

В середине XVIII века набережные Мойки «одевались» в гранит, перестроили и мост, он имел три пролета и каменные опоры. В 1807-1818 годах мост снова перестроили по типовому проекту инженера В.И.Гесте. Конструкция моста со сводом из чугунных блоков-«ящиков» оказалась надежной, экономичной и удобной для монтажа.

В 30-40 годы  XIX века на берегу Мойки началось строительство Мариинского дворца для Великой Княгини  Марии Николаевны, по проекту придворного архитектора А.И.Штакеншнейдера. В связи с этим Синий мост в 1842-1844 годах был расширен по проекту инженера Е.А.Адама, ширина его увеличилась с 41м. до 100м. В ходе выполнения работ гранитные обелиски были  заменены на чугунные фонари.

Реконструкция моста проводилась в 1929-30 годах по проекту  инженеров О.Е. Бугаевой и В.В. Чеботарева. Несущие конструкции были усилены, но внешний облик моста дошел до наших дней без изменений.

В 2002 году были проведены работы по капитальному ремонту моста и реставрации декора. Проект выполнен инженером Т. Ю. Кузнецовой и архитектором О. А. Кузевановым.

В  1971 году на берегу Мойки близ Синего моста появился водомерный пост (архитектор В.А.Петров, инженер П.Ф.Панфилов). На гранитном обелиске, увенчанном трезубцем Нептуна, вырублена масштабная линейка, показывающая, насколько уровень воды в Санкт-Петербургском бассейне в настоящее время превышает ординар. Укрепленные на граните бронзовые пояски отмечают уровень подъема воды во время  самых сильных наводнений в городе. Синий мост

Мосты Санкт-Петербурга..............................................................................................................................................................................................................................
Красный мост

Красный мост перекинут через Мойку там, где реку пересекает улица Гороховая. Первый деревянный мост на этом месте появился еще в начале XVIII века, но в 1730-е годы его перестроили по проекту Г. Ван Болеса.  Переправы, построенные по этому проекту, имели щель между крыльями разводного пролёта для провода мачтовых судов, закрываемую для проезда по мосту щитами.

Первоначально мост был окрашен в белый цвет и назывался Белым, но позже  мост перекрасили в красный цвет, изменилось и его «цветное» название.

В 1814 году  Красный мост  перестроили по типовому проекту инженера В.И.Гесте. Конструкция моста со сводом из чугунных блоков-«ящиков» оказалась надежной и экономичной. Впервые она была применена при перестройке Зеленого (Полицейского моста) и стала «образцовой» для строительства чугунных мостов в Петербурге. Чугунные тюбинги (ящики)  моста были изготовлены на уральских заводах Н.Н.Демидова.

К 1950-м годам конструкции Красного моста пришли в аварийное состояние и  инженером В.В.Блажевичем был разработан проект его восстановления. Старый чугунный свод был заменён на новые сварные арки, при этом внешний облик Красного моста был сохранён. Кроме того, были восстановлены гранитные обелиски с бронзовыми шарами и фонарями, сохранены старинные перила. Очередная реставрация Красного моста проходила в 1989 году. Сегодня он является единственным мостом, из построенных по типовому проекту В.И.Гесте, сохранившим к настоящему времени свой первоначальный облик.

По Красному мосту проходит граница между Центральным и Адмиралтейским районами Санкт-Петербурга. В перспективе Гороховой улицы с моста видна башня Адмиралтейства.Красный мост

Мосты Санкт-Петербурга..............................................................................................................................................................................................................................
Почтамтский мост

Почтамтский мост пешеходный мостик, который пересекает Мойку на оси Прачечного переулка. Первая деревянная переправа появилась здесь еще в конце XVIII века. В 1823-1824 годах по проекту Треттера на этом месте был построен новый мост.

Уроженец Германии Вильгельм (Гийом) Треттер переехал в Россию в 1814 году. Треттер возвел в Петербурге ряд чугунных мостов, но главной его заслугой стало внедрение в русское мостостроение новых конструкций висячего типа. Почтамтский пешеходный мост стал первой в России переправой  цепной системы. Первоначально его называли - Малый цепной мост через Мойку.

В 1829 году его стали называть Цепным пешеходным мостом, с 1849 года-Прачечным мостом. Существующее сейчас название Почтамтский мост стало использоваться с 1851 года, оно связано с располагавшимися неподалёку Главным почтамтом и Двором почтовых карет и бриг. По этому же проекту в Петербурге были построены знаменитые пешеходные цепные мосты Банковский и Львиный.

В 1905 году обрушился транспортный мост цепной системы Египетский, стала очевидна ненадежность подобных конструкции, было принято решение перестроить все мосты этого типа. Почтамтский мост был перестроен по проекту Б.В.Бальди под мост были подведены опоры и только сохранившиеся цепи напоминали , что мост был цепным.

С 1981 по 1983 год проводились работы по возвращению мосту его первоначального облика, заново были отлиты перила, восстановлены пилоны, цепи, убраны деревянные опоры, и мост снова стал цепным. Работы проводились по проекту инженеров Б.Э.Дворкина и Р.Р.Шипова.

Последняя реконструкция моста проводилась в 2003 году. Переправу полностью разобрали и переложили, по старинной технологии отковали и отожгли новые цепи. Подходы к мосту выложили новыми гранитными плитами. Сегодня внешний  облик Почтамтского  моста почти такой  же, как на литографии 1820-х годов по рисунку автора проекта моста инженера Г.М. Треттера.Почтамтский мост

Мосты Санкт-Петербурга..............................................................................................................................................................................................................................
Поцелуев мост

Поцелуев мост - построен в 1816 году по типовому проекту В.И.Гесте на месте деревянной разводной переправы, существовавшей с 1737 года. Образцовый проект предусматривал конструкцию моста со сводом из чугунных блоков-«ящиков».

Мост построили очень быстро с начала мая по 2 августа. Через девяносто лет мост был перестроен в связи с прокладкой трамвайных путей по проекту инженера А.И.Пшеницкого. Тротуары были вынесены на консоли, за счёт чего была расширена проезжая часть, но внешний облик Поцелуева моста остался  прежним.

Проект реконструкции предусмотрел замену гранитных обелисков на чугунные фонари. В 1952  и 1969 годах проводились работы по восстановлению декоративного оформления Поцелуева моста. Во время этих работ на Поцелуев мост были возвращены гранитные обелиски, произведена позолота фонарей.

О названии моста высказывалось множество различных предположений. Говорили, что мост служил местом прощаний в те времена, когда граница города проходила только до реки Мойки, по другой версии мост служил в старину местом свиданий. Однако происхождение названия моста не столь поэтично, свое название он получил от находившегося на левом берегу Мойки кабака в доме купца Поцелуева. Этот трактир назывался "Поцелуй", потому и ведущий к нему мост стали называть "Поцелуев". Поцелуев мост

Мосты Санкт-Петербурга..............................................................................................................................................................................................................................

Использованная литература:Бунатян Г.Г.,Чарная М.Г. Прогулки по рекам и каналам Санкт-Петербурга-Паритет,Спб.,2007;Лисовский В.Г. Архитектура Петербурга.Три века истории.-Славия.,Спб.,2004; Пунин А.Л.Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века.1830-1860-е годы.Ранняя эклектика.-Крига.,Спб.,2008.

© Е. А. Паршина, 2009

  Мосты на Мойке.Мосты Санкт-Петербурга  
 
Назад 
   
 
Мосты на Фонтанке.Мосты Санкт-Петербурга