|
|
Эрмитажный театр.Санкт-Петербург |
|
|
|
|
Эрмитажный театр входит в знаменитый архитектурный ансамбль Эрмитажных зданий. Здание театра было построено в 1783-1787 годы для Екатерины II по проекту архитектора Дж. Кваренги.
Эрмитажный театр считали во второй половине XVIII века одним из лучших камерных театров в мире. Сюда могли попасть только важные гости и узкий круг приближенных императрицы. Ранее придворный театр находился в юго-западном ризалите Зимнего дворца.
Дворец был построен в 1754-1762 годы по проекту обер-архитектора графа Ф.-Б.Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны. Первый спектакль в этом театре, как его называли - Оперном доме, состоялся в 1763 году. К этому времени на троне уже была Екатерина II, которая ценила театр и считала его полезным для воспитания общества. Во второй половине XVIII века на смену пышному стилю барокко в искусстве пришел рациональный классицизм, менялись вкусы и Екатерина II приказала создать на месте Оперного дома в Зимнем дворце жилые покои, а для театра строить новое здание. Проектирование было поручено итальянскому архитектору Джакомо Кваренги, который к тому времени уже создал целый ряд прекрасных произведений архитектуры в Петербурге. |
|
Приказ о возведении при Эрмитаже каменного театра был подписан 23 сентября 1783 года. Императрица хотела, чтобы театр был построен между Зимним дворцом и Ламотовым павильоном (Малый Эрмитаж), недалеко от ее личных покоев. Однако в ноябре 1783 года вышел новый указ Екатерины о постройке Каменного театра на месте Лейб-Компанского корпуса. Для перехода в новое здание должна была быть сооружена «через канал арка с галереею».
Д.Кваренги спроектировал зрительный зал нового театра в виде амфитеатра, так как в этом случае открывался прекрасный обзор не только сцены, но и зрительных мест. Каждый зритель получал возможность видеть всех окружающих.
Проект напоминал театральный зал, созданный А.Палладио (его последователем был Кваренги) в городе Виченце. Перед сценой должен был разместиться партер, за которым поднимались стройные ряды зрительских мест.
Интерьер оформляли десять свободно стоящих колонн, за которыми располагались ниши с декоративной скульптурой. Строительство Каменного театра шло в три этапа. Первоначально возвели зрительный зал и сцену.
Кваренги включил в объем театра - здание Лейб-компанского корпуса. Стены старого здания стали опорой для нового сооружения. Этот строительный этап был почти завершен к лету 1784 года, однако Екатерина дважды распоряжалась «учинить переделку» и в первоначальный проект вносились изменения. Сцена была увеличена, проходы между рядами расширены, зрительный зал от остального пространства был отделен галереей. Для создания галереи между колоннами возвели стены и они превратились в полуколонны. Над карнизом, который полуколонны поддерживали, разместилась лепная гирлянда.
Стены Эрмитажного театра были облицованы искусственным мрамором серого и белого цветов, на их фоне эффектно выделялись ярко-розовые с прожилками полуколонны, выполненные так же из искусственного мрамора. Простенки между полуколоннами имели разную ширину-большие напоминали своими очертаниями арки, в малых находились ниши с полукруглыми завершениями в которых разместили статуи Аполлона и девяти муз, работы скульптора К.Альбани.
Пространство над нишами в малых простенках украсили декоративные медальоны с рельефными профилями знаменитых деятелей театра: Мольера, Ж.Расина, Вольтера, А.П.Сумарокова и др. |
|
|
|
Эскиз занавеса для Эрмитажного театра. П.Гонзага. 1790-1800 гг.* |
|
Эрмитажный театр при Екатерине II. С гравюры Н.А.Дмитриева-Оренбургского* |
|
|
|
Капители полуколонн коринфского ордера украшали театральные маски – по образцу античных капителей, найденных Кваренги при раскопках Помпеи. Для улучшения акустических свойств помещения над авансценой и под оркестром были устроены полукруглые своды из сосны.
Освещали театральный зал десять люстр, которые для замены сгоревших свечей опускали при помощи специальной системы блоков. Механиком Т.Дампьери были созданы механизмы для сценических эффектов. Театральный занавес был оформлен по эскизу знаменитого художника-декоратора П.Гонзага, который был приглашен в Петербург по рекомендации Кваренги.
Вместо привычной декоративной живописи на занавесе был изображен фасад Эрмитажного театра. Так как оформление фасада здания не было завершено, то художник использовал рисунки и чертежи Кваренги (занавес не сохранился). Подобный новаторский прием Гонзага уже применял незадолго до отъезда из Италии, где он оформил занавес для миланского театра Ла Скала.
Сам Кваренги считал здание Эрмитажного театра своей творческой удачей. После окончания строительства архитектор долгие годы следил за зданием-это входило в его обязанности, он так же вносил изменения в облик театра.
В 1796 году в театре появился новый занавес, созданный по эскизу художника Г.Ф.Дуайена. На занавесе был изображен Аполлон и аллегорические фигуры Искусства, Добродетели и Науки на фоне полукруглого храма с колоннами.
Переделки и оформление интерьера стали вторым этом в строительстве театра. В обязанности архитектора входило поддержание театра в порядке. Одна из театральных лож стала пожизненно личной ложей Кваренги. Зодчий мог спуститься в театр непосредственно из своей квартиры, которая была так же ему предоставлена в театральном здании (во флигеле на Зимней канавке).
В 1786 году Кваренги составил документ о надзоре за театром с штатом служащих. Так как театр соединялся с императорской резиденцией, то была предусмотрена охрана. В штат также входили два истопника, смотритель (отвечал за все вещи, относящиеся к театру-меблировка, реквизит). Смотритель должен был владеть несколькими языками, так как в его обязанности входило общение с иностранными актерами. Первым смотрителем Эрмитажного театра стал И.Гонзалес - отставной танцовщик придворного балета.
Третий этап строительства-возведение фасада здания театра завершился в 1789 году. До его начала зал и сценическая коробка возвышались над старым зданием Лейб-компанского дома.
Фасад Эрмитажного театра своим колонным портиком вторит павильону Малого Эрмитажа, но скульптурное убранство здесь богаче - это статуи и бюсты древнегреческих драматургов и поэтов. В 1802 году на фасаде театра была сооружена балюстрада у полукруглого выступа и в нишах установлены шесть статуй и шесть бюстов известных древнегреческих поэтов, выполненных по рисунку Кваренги. Таким образом, лишь в 1802 году строительство театра было полностью завершено.
Первая генеральная репетиция в Эрмитажном театре прошла 16 ноября 1785 года, когда еще не была закончена отделка. Это была опера по пьесе А.О. Аблесимова «Мельник-колдун, обманщик и сват» на музыку М.М.Соколовского.
При Екатерине II театральный сезон начинался в августе-сентябре, репертуар Эрмитажного театра был разнообразен-итальянские, французские, немецкие и русские трагедии, комедии, оперы-сериа (серьезные) и оперы комические. Французские комедии обычно шли по четвергам на, так называемых-«больших эрмитажах». На эти приемы приглашались придворные, военные и государственные деятели и знатные иностранные гости – всего более двухсот человек.
Балетные представления шли на фоне декораций П.Гонзага. Часто представления становились частью торжественных дворцовых приемов с ужинами, балами и маскарадами. Гости приходили на спектакль в костюмах и масках, чтобы после окончания спектакля отправиться на маскарад.
Спектакли «Средних эрмитажей» шли без балета, на таких приемах присутствовало 50-60 персон. В дни «Малых эрмитажей» часто представлялись «пословицы» - нравоучительные пьесы. Екатерина Великая нередко писала такие пьесы сама в соавторстве с придворными, например, с графом А.С.Строгановым или с французским послом графом Ф.де Сегюром и др.
На сцене Эрмитажного театра играли известные русские актеры: И.А.Дмитревский, С.Н. и Е.С. Сандуновы, Я.Д.Шумский и др. Зарубежное театральное искусство представляли композиторы Д.Чимароза и Д.Сарти, танцовщик К.Лепик и Г.Росси (мать архитектора К.И.Росси).
Для императрицы и специально приглашенных гостей ставили кресла в партере, остальные зрители занимали места по своему желанию. По словам Кваренги - «В этом театре нет ни одного привилегированного места, отсюда изгнан всякий этикет, каждый может усаживаться там, где ему заблагорассудится».
После смерти Екатерины II по указанию Павла I Эрмитажный театр был закрыт. Через год представления возобновили, но из театрального зала Павел повелел убрать медальоны с профилями французских просветителей и «смутьяна» А.П.Сумарокова. Посещение театра было строго регламентировано-амфитеатр разделили на половины для дам и кавалеров, дамы должны были приходить лишь в «русских платьях», стоячие места предназначались для камер-юнкеров. Появились двери, которые соединили театр с новыми казармами. Под казармы первого батальона Преображенского полка была переделана часть старого Лейб-компанского дома.
При Александре I с 1808 года в театре стали устраивать придворные маскарады. Сцена соединялась с нижними рядами амфитеатра специальным помостом, над которым была возведена «хрустальная палатка». Палатка состояла из нитей, составленных из граненых стеклянных стволиков, сплетенных в узоры. Внутри палатки танцевали, или накрывали столы для царской семьи. |
|
|
|
Эрмитажный театр. Фрагмент фасада |
|
Эрмитажный театр у Зимней канавки |
|
Фрагмент фасада Зимнего дворца Петра I |
|
|
В 1823 годы Александр I приказал открыть двери, ведущие в казармы, а театральный зал превратился в манеж и военный плац. За три года, пока здесь хозяйничали военные, зал и его декор были повреждены-разбиты статуи и мраморные стены, почти полностью уничтожен плафон.
При Николае I в 1826 возобновились в Эрмитажном театре представления, через год возобновились и представления с «хрустальной палаткой», в спешке провели восстановительные работы. Реставрационные работы в театре постоянно прерывались и шли на протяжении почти всего XIX века.
Новый расцвет Эрмитажный театр пережил на рубеже XIX-XX веков. В 1894 году началась генеральная реконструкция здания под руководством архитектора А.Ф.Красовского. Не все было возможно восстановить, но театральному залу вернули почти «Кваренгиевский» облик.
В 1902 году был создан новый интерьер театрального фойе. В начале XX века для Эрмитажного театра работали известные художники: А.Я.Головин, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, К.А.Сомов. На сцене блистали: Н.Н.Фигнер, Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, М.Ф.Кшесинская, А.П.Павлова, А.Я.Ваганова.
После революционных событий 1917 года нарком просвещения А.В.Луначарский подписал постановление об устройстве в театре представлений для народа. Сотрудничать с театром начал режиссер В.Э.Мейерхольд, но открыть театр ему так и не удалось. В 1926 году в городе шло строительство домов культуры и все необходимое для их оснащения решили взять из Эрмитажного театра-сцена была демонтирована. В театре разместился Рабочий университет им. Луначарского. На сцене повесили экран, в зале установили проектор и начали проводить лекции.
С.Л.Гинзбург-музыковед, виолончелист, в будущем профессор Ленинградской консерватории выступил с предложением о создании в бывшем придворном театре Государственного музыкального музея. За годы работы в филармонии он собрал коллекцию старинных музыкальных инструментов, в 1932 году она была передана в Эрмитаж. Директор Эрмитажа Б.В.Легран поддержал предложение Гинзбурга, новый проект получил название «Исторические концерты-выставки». Концерты должны были сопровождаться выставками скульптуры и живописи.
Пробный концерт, состоявшийся 27 декабря 1931 года, прошел с большим успехом. В Эрмитаже были проведены строительно-монтажные работы для увеличения вместимости зрительного зала и осенью 1932 года Эрмитажный театр открыл свой первый концертный сезон.
Из-за нехватки материальных средств в феврале 1935 был закрыт. Коллекция музыкальных инструментов была передана в музей Института театра, музыки и кинематографии, орган-в Малый зал Филармонии. Долгие годы театр оставался лекторием Эрмитажа, служебные помещения театра заняли научные отделы и службы Эрмитажа.
В 1980-е годы проводилась реконструкция и капитальный ремонт здания. В ходе работ в зале появилась система синхронного перевода и компьютерное управление освещением сцены и зала. Под залом Эрмитажного театра были проведены археологические раскопки, открывшие сохранившие фрагменты Зимнего дворца Петра I-парадный двор, лестница, комнаты, сени. 7 января 1991 года Эрмитажный театр открыл свои двери для зрителей.
В настоящее время здесь выступают знаменитые музыканты со всего мира, проходят спектакли Мариинского театра, проводятся научные конференции, семинары, симпозиумы. В фойе театра проводятся выставки, посвященные тем, чья деятельность связана с Эрмитажем.
Иллюстрации*: Эрмитажный театр. Залы и здания Государственного Эрмитажа. Издательство Государственного Эрмитажа. Составитель статьи: Паршина Елена Александровна. Использованная литература: Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга, Три века истории. Славия., СПб.,2004 Пилявский В.И.,Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры-Архитектура_С.,М., 2004, Залы и здания Государственного Эрмитажа. Авторы текста: Денисова Ю.Ю.,Кузьмина Е.В., Пасынкова Т.Р. Издательство Гос. Эрмитажа.СПб., 2004
© Е. А. Паршина, 2009 |
|
|
|
|
|
Эрмитажный театр. Санкт-Петербург |
|
|
Эрмитажный театр и Дворцовая набережная у Зимней канавки. Лит. К.П. Беггрова. 1820-30-е гг. |
St.-Petersburg.Saint-Petersbourg.Sankt Petersburg.San Petersburgo |
|
|
|