на главную hellopiter.ru
на главную экскурсии санкт-петербург достопримечательности санкт-петербурга карта достопримечательностей санкт-петербурга санкт-петербург фото контакты
санкт-петербург Михайловский (Инженерный) замок
Михайловский Инженерный  замок
 

 

Михайловский (Инженерный) замок.Санкт-Петербург
  Михайловский замок.Санкт-Петербург  
Исаакиевский собор адрес музея СТ.МЕТРО "ГОСТИНЫЙ ДВОР",УЛ. САДОВАЯ, 2 (см.карту)
Исаакиевский собор сайт музея rusmuseum.ru

Построенный на рубеже XVIII-XIX веков,  Михайловский замок должен был служить главной резиденцией Павла I. Место для строительства   резиденции у слияния рек Фонтанки и Мойки было выбрано не случайно, так как оно издавна связано с жизнью императорской фамилии. В начале XVIII века вдоль берегов Мойки простирались царские Летние сады, в которых размещались  Летний  дворец  Петра I и Золотые хоромы Екатерины I.

На этих же территориях  по проекту Ф.Б.Растрелли к 1745 году был построен Третий Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны,  в котором  родился в 1754 году Павел Петрович-будущий император Павел I. О детских счастливых днях, проведенных во  дворце  своей двоюродной бабки,  Павел хранил теплые воспоминания. Ностальгические чувства были настолько сильны, что незадолго до своей смерти в разговоре с камер-фрейлиной А.С.Протасовой Павел произнес фразу, которая упоминается в мемуарных источниках: «На этом месте я родился, здесь хочу и умереть» (фраза оказалась пророческой).
Проект Михайловского замка создавался на протяжении двенадцати лет выдающимся русским архитектором В.И.Баженовым, но известно, что сам Павел принимал активное участие в проектировании своей резиденции. Проект Баженова воплотил в жизнь придворный архитектор Павла I-В.Бренна.
К строительству резиденции приступили лишь после того как Павел взошел на Российский престол.  Как только снесли обветшавший Третий Летний дворец, так Павел нарек это место Михайловским дворцом.

Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена. В.Л.Боровиковский. 1800 г. Государственный Русский музей Вид на Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны. А.А.Греков. 1753 г. ГЭ
Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена. В.Л.Боровиковский. 1800 г. Государственный Русский музей
Вид на Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны. А.А.Греков. 1753 г. ГЭ

Закладка новой резиденции состоялась 26 февраля 1797 года. Император торопился со строительством и ради проведения церемонии  закладки даже был снят на один день траур  по Петру III и Екатерине II.  На протяжении четырех лет Павел лично следил за ходом строительных работ. Название новой резиденции «Михайловский замок» было обусловлено увлечением Павла рыцарством, архитектура средневековых замков привлекала его. Слово «замок» указом Павла применяли и в названиях других резиденций, как городских, так и загородных. Так, например, Зимний дворец, стал Зимним замком, а Гатчина и Царское Село-Гатчинским и Царскосельским замками.  Так же близок был императору образ архангела Михаила-предводителя небесного воинства, его Павел считал своим небесным покровителем. Во имя архангела Михаила была освещена церковь в замке, и его имя дало  название резиденции.
Но не только название резиденции напоминало о средневековых замках. Сегодня, когда мы произносим «Михайловский замок», мы обычно имеем ввиду только одно здание красно-кирпичного цвета. Во времена императора Павла  под этим словосочетанием понималась вся императорская резиденция, представлявшая собой грандиозный дворцово-парковый ансамбль. Он  располагался  на обширной территории вдоль реки Фонтанки - от Невы по направлению к Невскому проспекту и включал так же и бывшие Летние царские сады.
Главный въезд на территорию «Замка Михайловскаго дворца», как тогда называли резиденцию,  находился на месте нынешней Манежной площади и был отмечен пышно декорированными  тройными воротами (разобраны в 1830 году). За въездными воротами начиналась протяженная аллея из лип и берез, которая проходила по центральной оси Михайловского замка. 

Михайловский замок со стороны набережной Фонтанки. Бенжамин Патерсен. 1801 г.
Михайловский замок со стороны набережной Фонтанки. Бенжамин Патерсен. 1801 г.

По обеим сторонам аллеи были симметрично расположены два служебных корпуса. Справа-придворные конюшни, слева-экзерциргауз (манеж). В 1820-е  годы торцы этих корпусов, обращенные на Манежную площадь были оформлены К.И.Росси, тогда же поменялся цвет этих сооружений, с красно-кирпичного – идентичного Михайловскому замку, на желтый – характерный для стиля Ампир.
За служебными корпусами  ближе к дворцу были построены два павильона (кордегардии), выполнявшие роль пропилеев при въезде на плац – парадную площадь Коннетабля. Площадь по периметру ограничивал канал, берега его напоминали полубастионы, на которых были установлены пушки. Таким образом, чтобы попасть на площадь,  необходимо было преодолеть подъемный деревянный мост.
В центре площади по указу Павла I  от 3 марта 1799 года был установлен конный монумент Петру I в образе римского императора, выполненного по модели скульптора Б.К.Растрелли.

На площадь выходил южный - главный фасад «дворца Святого Михаила». Со всех сторон дворец был окружен водой. Северный берег острова, омываемый рекой Мойкой,  был  одет в гранит, имел два полубастиона на которых были установлены пушки. Пушки были установлены и со стороны реки Фонтанки. На западе и юге были прорыты каналы. 
План дворца - квадрат со скругленными углами, в центр которого вписан восьмигранный замкнутый двор. Въезд во двор со стороны главного фасада отмечен Воскресенскими воротами с ведущим к ним тройным каменным мостом. По центральному пролету моста могли проезжать только члены императорской фамилии и иностранные послы.

Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге. Ф.Алексеев. 1800 г.Государственный Русский музей
Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге. Ф.Алексеев. 1800 г.Государственный Русский музей
В 20-е годы XIX века   по проекту К.И.Росси территория Михайловского замка была включена в городскую среду, исчезли каналы вокруг площади и вокруг дворца. Сегодня перед Воскресенскими воротами можно увидеть стилизацию, в виде каменного моста и фрагментов каналов.
Воскресенские ворота фланкированы двумя торжественными мраморными обелисками с воинскими арматурами и вензелями Павла I. Мрамор для оформления резиденции был взят от строившегося еще при Екатерине II, Исаакиевского собора.
В треугольном фронтоне, над воротами расположен горельеф «История заносит на свои скрижали славу России», выполненный братьями П.Д. и Л.Стаджи, который продолжает тему воинской славы.
Над колоннадой проходит фриз из шокшинского порфира, на котором и в наши дни золотыми буквами начертана надпись: «Дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней» – это заключительные строки одного из псалмов Давида.Есть легенда, которая повествует о том, как известная юродивая Павловских времен Ксения (причисленная позже к лику святых - Ксения Петербургская), предсказала императору Павлу, что он проживет столько лет, сколько букв в этой надписи. Предсказание сбылось, Павел I действительно был убит в Михайловском замке, в ночь на 12 марта 1801 года, на 47- м году жизни.
На всех фасадах дворца «сверх крыши» были установлены скульптуры. Так на парапете главного южного фасада находились статуи, олицетворявшие российские губернии.  В 1830-е годы скульптурное убранство полностью  было снято, в том числе исчезли и мраморные статуи «Аполлон Бельведерский» и «Диана», стоявшие в нишах центрального портика, по сторонам от обелисков.
Боковые фасады замка имеют скромное оформление. Гладкие стены едва разнообразят наличники окон. Обращенный к Фонтанке восточный фасад отмечен в центре полукруглым выступом с куполом и флагшточной башней. На флагштоке поднимали штандарт императора, когда Павел I находился в замке. До середины XIX века  года к входу с востока вела  веерообразная лестница, украшенная декоративными вазами и статуями Геракла и Флоры, привезенными из Италии. Ничего из скульптурного убранства не сохранилось до наших дней.
михайловский замок

Западный фасад-церковный, оформлен центральным ризалитом, а церковную колокольню венчает шпиль. К церковному входу и сегодня ведут полуциркульные лестницы, когда то украшенные вазами и скульптурой. Декор западного фасада был подчинен церковной тематике. Севернее от церковного выступа расположены  Рождественские ворота, они поддерживают балкон бельэтажа. Ворота ведут в небольшой дворик, откуда можно было подняться в личные жилые покои императора и императрицы.
Обращенный к Летнему саду северный фасад в центре украшает терраса с широкой лестницей из сердобольского гранита. По сторонам установлены на гранитных постаментах бронзовые статуи Геракла и Флоры Фарнезских (копии античных статуй)- символы процветания и мощи. Их отлили еще при Екатерине II в Академии Художеств для украшения лестницы Камероновой галереи в Царском Селе, но в 1799 году они были переданы в резиденцию Павла I. Скульптурный декор северного фасада, не сохранившийся до наших дней напоминал об итальянских виллах, что было продиктовано его  близостью к природе-Летнему саду.
Композиция и декор фасадов Михайловского замка, а так же  оформление его интерьеров были подчинены во-первых, идее прославления и возвеличивания самодержавной власти, во-вторых, должны были подчеркнуть, что дворец-резиденция не только монарха, но и рыцаря. Последнее стремление подчеркивает и цвет фасадов резиденции - красно-кирпичный, который использовался в символике Мальтийского ордена, гроссмейстером которого Павел стал в  1798 году.

Геракл. Михайловский замок Флора. Михайловский замок
Геракл. Михайловский замок
Флора. Михайловский замок

Возведение стен Михайловского замка завершилось в конце 1798, и сразу же началась его внутренняя отделка. Интерьеры резиденции оформлялись по проекту архитектора В.Бренны, но он во всем подчинялся личным пристрастиям венценосного хозяина резиденции. Во внутреннем убранстве замка с помощью языка аллегорий, эмблем и символов, была выражена идея прославления самодержавия и российской государственности. Для современного человека аллегорический подтекст не понятен, даже при помощи справочников и словарей, но в XVIII и XIX веках подобный язык  был хорошо знаком любому образованному человеку.
Так, например, центральная стена торжественной  парадной лестницы была украшена, бронзовым гербом Российской империи, дополненным в годы Павловского правления  мальтийским крестом. Замок воспринимался не только как резиденция дома Романовых, но и как место пребывания Великого Магистра мальтийского ордена.  Над главными Воскресенскими воротами располагался большой Воскресенский зал.

Павел лично утвердил тематику картин, которые должны были его украсить-это были сюжеты из истории России: «Крещение Руси князем Владимиром»; «Победа Дмитрия Донского над татарами на Куликовом поле»; «освобождение Казани от татар царем Иваном Васильевичем»; «Избрание Михаила Романова на царство»; «Победа Петра Великого при Полтаве»; «Соединение российского флота с турецким и проход через Босфор».  Воскресенский зал соединялся с Большим Тронным залом, предназначенным для придворных церемоний и приемов. Окна этого прямоугольного в плане зала были обращены к площади Коннетабля. Стены, затянутые  зеленым бархатом с золотым шитьем  украшал  фриз с живописными вставками на которых были изображены гербы 76 областей «подвластных Российскому скипетру».
Резной золоченый трон с вышитым гербом Российской империи был обит алым бархатом.  Плафоны Тронного зала были исполнены по эскизам итальянского художника Д.Валериани в дни правления императрицы Елизаветы Петровны для Екатерининского дворца в Царском Селе. В конце XVIII века эти живописные шедевры  заняли свое место в новой императорской резиденции. Тематически сюжеты  плафонов вписывались в контекст прославления России: «Аллегория победы» и «Аллегория мира», вензель Елизаветы - заменили на вензель Павла и добавили Мальтийский крест. Сегодня подлинные плафоны заняли свое место в Екатерининском дворце, а в  Михайловском замке размещены копии.

Библиотека Николаевского инженерного училища в Галерее Рафаэля. Фото 1903 г. (Михайловский замок."Белое и Чёрное". Санкт-Петербург. 2004 г.)

Первоначально Павел задумал использовать для убранства Михайловского замка только произведения российских мастеров, но был вынужден отказаться от этой затеи, так как российская промышленность в то время еще не достигла высокого уровня в производстве предметов роскоши. Бронзовые изделия-бра, часы и др., были привезены из Европы и заняли свое место в парадных интерьерах Михайловского замка.
Особенно богатым было собрание скульптуры Михайловского замка. Скульптура оформляла интерьер каждого парадного помещения-всего около 70 мраморных статуй и 120 бюстов. Основные скульптурные коллекции располагались в трех специально отведенных местах-двух «Антиковых залах» и Арабесковой галерее. Интерьер последней был репликой знаменитых Лоджий Рафаэля в Ватикане. Роспись стен была выполнена художниками П.Скотти и А.Виги. Здесь же стояли копии античных статуй Венеры Медицейской, Антиноя, Германика.  Копии античных статуй были заказаны в Италии в Карраре в скульптурной мастерской П.Трискорни.
За Арабесковой галерей шла галерея Лаокоона, здесь была установлена мраморная копия одноименной скульптуры (сегодня в Эрмитаже). В череду парадных залов входили так же: Овальный зал, Мраморная галерея (Георгиевский зал), Малая ил Мальтийская, Тронная императора. Всего в замке было пять тронных залов: два-самого государя, государыни, наследника великого князя Александра Павловича, и цесаревича Константина Павловича.
Вдоль северного фасада замка тянулись апартаменты императрицы мари Федоровны. На большой балкон к Летнему саду выходил общий Столовый зал. В северо-западной части дворца находилась Галерея Рафаэля, название которой связано с четырьмя шпалерами, которые подарил Павлу французcкий король Людовик XVI. Они были вытканы на французской королевской гобеленовой мануфактуре и повторяли сюжеты настенных росписей Рафаэля в Ватикане.

Михайловский замок со стороны набережной реки Мойки. Санкт-Петербург
Михайловский замок со стороны набережной реки Мойки. Санкт-Петербург

Личные покои обитателей замка примыкали к залам парадной анфилады. В убранстве этих помещений нашли отражения вкусы их хозяев. Так спальня императора, примыкавшая к Будуару Марии Федоровны, служила Павлу одновременно кабинетом, где он любил читать и бывать в одиночестве.  Спальня была декорирована белыми деревянными панелями, здесь находилась  маленькая походная кровать императора, стоявшая за простыми ширмами, а так же кресла, стулья и канапе. Письменный стол из красного дерева был украшен балюстрадой из слоновой кости с фризом из копий античных камей и бронзовыми деталями (сегодня в ГМЗ Павловск). На столе чернильный прибор и канделябры из слоновой кости и янтаря с портретами членов императорской семьи в медальонах. По легенде, сама императрица принимала участие в работе над точеными деталями для этого стола.

Стены спальни украшали двадцать два полотна работы западноевропейских художников. Прежде всего полотна французского мариниста К.-Ж.Верне. Именно в Спальне Павел был убит заговорщиками в ночь на 12 марта 1801 года.
Долгожданное освещение Михайловского замка состоялось 8 ноября 1800 года в день Святого архангела Михаила. Отделка залов была еще не завершена,  общеизвестен был нездоровый климат здания, построенного в спешке. Чтобы немного уменьшить сырость на подоконник клали свежеиспеченный хлеб. Император был неприхотлив в быту и, несмотря на сырость и холод, семейство должно было обживать новый дворец.
До наших дней не сохранились чертежи интерьеров, что затрудняет их восстановление и не позволяет представить в полной мере, как резиденция выглядела внутри. Основная информация об убранстве  содержится в описании  Михайловского замка немецким писателем А.Коцебу, которое было составлено по указу Павла I.
Сразу после смерти Павла, утром 12 марта 1801 года августейшее семейство покинуло резиденцию. После похорон Павла из замка начали вывозить уникальные памятники искусства и предметы обстановки. Само здание определили для размещения в нем государственных учреждений и квартир служащих  Придворной конторы.
В 1822 году Михайловский замок  перешел в распоряжение Военного инженерного ведомства. С 1823 года указом императора Александра I  замок стали называть Инженерным. Здесь разместилось Инженерное училище. Основано это учебное заведение было по инициативе великого князя Николая Павловича (будущий император Николай I), для подготовки военных инженеров и офицер-саперов, которые должны были возводить крепости по правилам новейшего военного искусства.
Для нужд училища были переоборудованы помещения бывшей резиденции. Во внутренних покоях со  стен удалялись остатки зеркал и мраморной облицовки, с потолков снимали живописные  плафоны, изысканные камины заменяли на простые печи. Все предметы роскоши продавались с публичных торгов, таким образом великий князь Николай Павлович рассчитывал покрыть все расходы по ремонту и переделке здания.
Среди учеников   Главного Инженерного  училища был  Ф.М.Достоевский, он обучался в Инженерном  замке с 1837 по 1843 годы. К числу  знаменитых воспитанников относятся так же: писатель Д.В.Григорович, ученые И.М.Сеченов и П.Н.Яблочков, композитор Ц.А.Кюи, герой Севастополя Э.И. Тотлебен и многие другие.
Комнаты, где произошло убийство Павла I в 1801 году оставались закрытыми и лишь в  1857 году помещения, где произошла трагедия отворили свои двери вновь.
Тогда  по указу императора Александра II и на его личные средства, в Спальне и Угловом Будуаре устроили домовую церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла для Николаевской инженерной академии и училища. Проект храма был составлен архитектором К.А.Ухтомским. После революции 1917 года церковь была закрыта и разграблена.
На протяжении почти двухсот лет в Михайловском замке располагались военно-учебные заведения,  затем различные советские учреждения, неоднократно осуществлялись изменения в планировке всего ансамбля, перестройки входивших в его состав сооружений и интерьеров.
В 1991 году Михайловский замок вошел в состав архитектурного комплекса Государственного Русского музея. В настоящее время в отреставрированных залах замка проводятся  временные выставки Русского музея, а так же открыты постоянные экспозиции: "История замка и его обитателей", "Античные сюжеты в русском искусстве" и "Эпоха Ренессанса и творчество русских художников".
В 2003 году во внутреннем дворе Михайловского замка был установлен памятник Павлу I работы скульптора В.Э.Горевого, архитектор В.И.Наливайко.

 Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 . Асварищ М.Б.,Кальницкая Е.Я,Пучков В.В.,СеменовВ.А.,Французов В.Е.,Хайкина Л.В.Михайловский замок.,Белое и Черное.,Спб.-2004.

© Е. А. Паршина, 2009

 
Михайловский (Инженерный) замок официальный сайт Михайловский (Инженерный) замок на карте Михайловский (Инженерный) замок фото
 
Вид на Михайловский замок со стороны Летнего сада
Вид на Михайловский замок со стороны Летнего сада
 
Инженерный замок. Открытка 1906 г.
Инженерный замок. Открытка 1906 г.
 
Михайловский Инженерный  замок

Вид Михайловского замка. Д.Кваренги. 1800 г.

 
Памятник Павлу I. Во дворе Михайловского замка
Памятник Павлу I. Во дворе Михайловского замка
 
Михайловский Инженерный  замок
Кадр из фильма "Бедный, бедный Павел"(реж.В.Мельников;в гл.роли В.Сухоруков. 2003 г.)
 
Вид на Михайловский замок с реки Фонтанки
Вид на Михайловский замок с реки Фонтанки
 
Михайловский замок. Фрагмент фасада
Михайловский замок. Фрагмент фасада
Михайловский (Инженерный) замок.St.-Petersburg.Saint-Petersbourg.Sankt Petersburg.The Mihajlovsky lock
 
Михайловский (Инженерный) замок. Санкт-Петербург
Назад 
   
St.-Petersburg.Saint-Petersbourg.Sankt Petersburg.San Petersburgo