Первоначально термином «вокзал» в России называли различные загородные и полузагородные сооружения, предназначенные для развлечения публики. Новоизобретенное слово, чаще всего писали и произносили, как «воксал» иногда даже «фоксал».
Слово это появилось в русском языке в результате заимствования и искажения английского Vauxhall- так назывался район Лондона на правом берегу Темзы, где в XVII веке возник комплекс развлекательных заведений, принадлежавших некой госпоже Воксхолл.
В первой трети XIX века экономическое развитие России требовало модернизации системы путей сообщения. Но существовали и консервативные круги общества, которые противились прогрессу в этой сфере.
Первоначально было решено построить лишь экспериментальную железную дорогу, которая бы связала Санкт-Петербург с ближайшими пригородами Павловском и Царским селом, где находились императорские резиденции.
Инициатором и руководителем строительства первой в России транспортной железной дороги стал приехавший в Петербург австрийский инженер, чех по национальности Ф.Герстнер.
6 ноября 1836 года первый поезд на паровой тяге отправился по отрезку железнодорожного пути, связавшему Павловск и Царское село.
Торжественное открытие железной дороги между Петербургом и Царским селом состоялось 30 октября 1837 года, а 22 мая 1838 года движение поездов началось на всем протяжении дороги Петербург-Павловск.
По проекту архитектора А.И.Штакеншнейдера в Павловске возле железнодорожных путей построили здание для проведения увеселительных мероприятий - «воксал», которое одновременно являлось и конечно железнодорожной станцией. В летнее время Павловский вокзал становился центром музыкальной жизни. Концерты, проводившиеся здесь привлекали многочисленную публику, которая наслаждалась игрой знаменитых музыкантов (на этой сцене выступал «король вальсов» Иоганн Штраус).
Постепенно название «воксал» утратило свое первостепенное значение и изменило свой смысл. Словом «вокзал» стали называть большие пассажирские здания на всех железных дорогах России. Самым первым вокзалом в Санкт-Петербурге стал Витебский вокзал. Сначала он представлял одноэтажное деревянное здание, которое было построено в 1837 году.
В 1849-1852 годы на его месте по проекту архитектора К.А.Тона было построено каменное, просуществовавшее до начала XX века. Современное здание Витебского вокзала было построено в 1904 году по проекту архитектора С.А.Бржозовского.
1 ноября 1851 года открылось железнодорожное движении между Санкт-Петербургом и Москвой. В Санкт–Петербурге в 1844-1851 годы было построено здание Николаевского (Ныне Московского) вокзала по проекту архитектора К.Тона.
Почти сразу после открытия этой железной дороги по указу Николая I начинается строительство железнодорожных путей в сторону европейских столиц. Так как к тому времени в Польше уже существовала небольшая сеть железных дорог, то именно в сторону Варшавы начали прокладывать пути.
В 1857 году по Варшавской дороге можно было доехать до Луги, в 1859 до Пскова, в 1862 году до Варшавы. Здание Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге строилось в 1852-1853 годах по проекту архитектора К.А.Скаржинского. В 1857-1860 годы с целью расширения вокзала было построено новое здание по проекту архитектора П.О.Сальмановича.
В 1853 году велось строительство железной дороги из Петербурга в Петергоф и из Гатчины в Лугу (Балтийская железная дорога). Для этой железной дороги в 1853-1872 годы было построено здание Петергофского вокзала.
Современное здание вокзала построено в 1855-1858 годы по проекту архитектора А.И.Кракау. Современное название «Балтийский» вокзал получил в 1872 году, открытия железнодорожного сообщения с городом Ревель (ныне Таллин).
Торжественное переименование было приурочено к прибытию на платформу Петербурга поезда из этого города. В 30-е годы XX века здание было реконструировано.
В начале XX века в Санкт-Петербурге была открыта уникальная железнодорожная электрическая линия, которая должна была связать Нарвскую заставу со Стрельной, Петергофом, Ораниенбаумом и Красной горкой.
Строительство Ораниенбаумской электрической дороги, названной сокращенно ОРАНЭЛА началось в 1913 году, она прошла вдоль Петергофской дороги и стала по сути первым в России проектом пригородных электропоездов. Сегодня по ее участку Автово–Стрельны проходит трамвайный маршрут №36. |