на главную hellopiter.ru
на главную экскурсии санкт-петербург достопримечательности санкт-петербурга карта достопримечательностей санкт-петербурга санкт-петербург фото контакты
санкт-петербург Невский проспект
Невский проспект
 

 

  Невский проспект  
невский проспект начало статьиНевский проспект.Часть 2
 

При Екатерине II постепенно  в гранит «оделись»  Фонтанка и  Кривуша(канал Грибоедова). Были перестроены в камне и расширены мосты,  в створе которых эти водотоки пересекает Невский проспект. Мост через Фонтанку-Аничков стал разводным , с высокими каменными башнями . Семь однотипных башенных мостов были наведены через Фонтанку в то время, но до наших дней подобный облик сохранили лишь два из них: Чернышев и Старо-Калинкин.
К концу XVIII века жизнь на Невском проспекте стала более оживленной. Стройные ряды берез исчезли и перспектива стала казаться еще шире и просторней. Были устроены тротуары из тесаного «дикого камня»-гранита. Невский проспект стал «зеркалом» Петербурга, здесь можно было встретить представителей разных слоев общества. Рано утром проспект заполнялся рабочими артельщиками, которые спешили на работу. Появлялись разносчики со снедью, извозчики  ожидали седоков.

Для нарядных дам и чопорных господ Невский проспект был местом отдыха и развлечений. Они прогуливались по гранитным тротуарам и галереям торговых рядов или разъезжали по булыжной мостовой в колясках и каретах. Иногда можно было встретить богатую карету императрицы. Невский проспект превратился в самую «знатную» улицу столицы, но многочисленные дворцы и особняки, общественные и торговые здания были еще лишь отдельными  звеньями будущей единой цепи архитектурных ансамблей, которые были созданы архитекторами в первой трети XIX века.
Это было время наивысшего расцвета градостроительства в Петербурге. Теперь архитекторы создавали не отдельно стоящие здания, а архитектурные ансамбли, гармонично «вплетенные» в ткань городской застройки. К началу XIX века стиль классицизм,  зародившийся при ЕкатеринеII, достиг  высшей точки в своем развитии. Весь центр города превратился в череду архитектурных ансамблей, одним из которых стал Невский проспект.
Невский проспектВ 1801 году началось строительство каменного Казанского собора по проекту А.Воронихина. С его постройкой на Невском проспекте возник один из первых в России городских ансамблей. Собор был возведен на месте церкви Рождества Богородицы, построенной в 1730-е годы на берегу реки Кривуши (канала Грибоедова). В это же время по проекту А.Захарова велась перестройка здания Адмиралтейства , которое утратило функции крепости.
В конце 1820-х годов по проекту выдающегося  градостроителя К.И.Росси было  построено здание Главного  штаба. Оно  удачно сформировало одну из границ Дворцовой площади.

Из  под Триумфальной  арки Главного штаба  , спроектированной  Росси, к Невскому проспекту ведет Большая Морская улица. Она  стала соединительным звеном между главным проспектом города  с его главной площадью.
С другим ансамблем Росси- площадью Искусств Невский проспект соединен Михайловской улицей, проложенной Росси в  1834 году. Зодчий завершил перспективу этой улицы с одной стороны портиком Михайловского дворца, а с другой - портиком Перинной линии.
Третий ансамбль Росси –площадь Островского(Александринская пл.), распахнутая  к Невскому проспекту. В ансамбль площади вошли несколько зданий, спроектированные этим архитектором. Одну из границ площади формирует здание Публичной библиотеки. Напротив два небольших  павильона сада Аничкова дворца. Главным акцентом площади  является здание Александринского театра. Благодаря К.И.Росси Петербург в первой трети XIX века получил свой классический облик, которым город так знаменит.
К середине XIX века Невский проспект превратился в одну из самых красивых и благоустроенных улиц мира. Классический облик Невского проспекта 1830–х годов представлен в знаменитой «Панораме» художника В.С.Садовникова. В литературе самое известное описание главной улицы Петербурга  принадлежит Н.В.Гоголю, который в 1835 году закончил повесть « Невский проспект». Повесть начинается словами : «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы!».
Особую нарядность Невскому проспекту придавала зелень. С 1800 года по центру его проходил бульвар, а в 1819 году деревья переместили на обочины. На смену каменной мозаике XVIII века в 1832 году пришла мостовая , выложенная торцами- деревянными шестигранными шашками. Это изобретение инженера В.П.Гурьева впервые было применено здесь , а затем было распространено во многих городах Европы и Америки. Современники называли торцовую мостовую «уличным паркетом». Подобные мостовые заглушали стук копыт и колес и до появления асфальта считались самыми совершенными.
Невский проспектНовый облик обрели и мосты Невского проспекта. Деревянный  Мост через Мойку(Зеленый мост) был в 1806 году перестроен по проекту В.И.Гесте, здесь впервые были применены металлические конструкции. Одновременно со строительством Казанского собора был расширен мост через Екатерининский канал(канал Грибоедова), ширина его составила более 90 метров и сегодня это один из самых широких мостов не только в Петербурге , но и в Европе.  В 1841 году приобрел свой неповторимый облик, сохранившийся до наших дней – Аничков мост.
И сегодня можно заметить, что по своей застройке Невский проспект делится на две части. Первая – от Адмиралтейства до Аничкова моста, имеет торжественный и нарядный облик. Здесь находятся все знаменитые памятники архитектуры, пешеходные улицы и озелененные скверы. В этой части Невский пересекается с тремя главными водными артериями города. Это не случайно, как уже упоминалось, именно по Фонтанке проходила к концу XVIII века южная граница Петербурга. Территории за Аничковым мостом считались предместьем до  30-х годов XIX века.
Здесь Невский проспект напоминал заурядную улицу с недорогими магазинами, простыми домами и небогатыми жителями. Мостовая была не торцовая, а традиционная булыжная. На пересечении Невского и Владимировского проспектов находилась «вшивая биржа», где собиралась для найма на работу городская беднота.
Дома по мере удаления от Фонтанки становились меньше и ниже. Ближе к Знаменской площади (пл.Восстания) за деревянными заборами находились огороды. Знаменскую площадь пересекала мутная речка Лиговка(ныне Лиговский проспект) с крутыми берегами. Застройка здесь  состояла из одноэтажных и двухэтажных домиков.
Во второй половине XIX века в России в связи с развитием капитализма ситуация изменилась. Промышленность начала набирать обороты, население столицы стало увеличиваться, что вызвало невиданные прежде масштабы строительства.
«Строительный бум» затронул и Невский проспект, прежде  всего  территорию от Фонтанки до Александро-Невской лавры. К тому времени  застройка здесь была невзрачной и  сохранялось еще много пустовавших участков . В 40-е годы XIX века на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки был построен дворец  Белосельских-Белозерских (Невский пр.,41). Строительство велось по проекту любимого архитектора Николая I – А.И.Штакеншнейдера. В этот период в архитектуре стиль классицизм уступил место эклектике. Для этого направления  главным стал принцип умного выбора. Зодчие в зависимости от назначения здания выбирали для подражания элементы различных больших стилей. Так, например, дворец Белосельских– Белозерских  построен с  применением элементов пышного и нарядного барокко.
Это был последний по времени постройки частный дворец на Невском проспекте. В период капитализма здесь, как и на других улицах города в  основном велось строительство банковских зданий и «доходных» домов. В таких домах квартиры сдавались в наем. Так  как участки под застройку на Невском проспекте были дорогими, то они были ограничены по площади. Дома росли вверх и уходили в глубину квартала, образуя дворы- колодцы. За короткий срок на главной улице города возникли огромные здания в четыре- шесть этажей, порой они занимали целый квартал.
Невский проспектПри оформлении фасадов таких многоквартирных домов, выходящих на главную улицу, архитекторы стремились сделать их наиболее нарядными и привлекательными для состоятельных квартиросъемщиков. Для этого использовались элементы самых разных стилей: многочисленные колонны, скульптурные детали в духе барокко , ренессанса  и др.

Благодаря тому, что эклектичные дома имели почти одинаковую высоту и масштаб, они стали  нарядным,   но корректным фоном  для архитектурных шедевров XVIII  и первой трети XIX веков.
Такая уплотнительная застройка велась по всей Европе, что привело к созданию в крупных городах магазинов нового типа-Пассаж. Подобные торговые заведения появляются и в Петербурге. Один из них открылся  по адресу Невский пр.,48 и  до сегодняшнего дня играет роль крупнейшего магазина города. В связи с появлением большого количества домов постепенно стали исчезать озелененные дворы и скверы. Решили озеленить центральные площади. В 1870-е годы на Адмиралтейской площади появился Александровский сад . Зеленый сквер был так же разбит на Александринской площади ( пл. Островского), где был установлен памятник Екатерине II. В самом конце XIX века появился сквер и перед Казанским собором.
Во второй половинеXIX столетия Невский проспект обогатился ансамблем Знаменской площади( пл. Восстания). Появлений этого архитектурного ансамбля было связано с открытием в 1851 железной дороги, которая связала Петербург и Москву. На пересечении Речки Лиговки и Невского проспекта было построено здание конечной станции – Николаевского (Московского вокзала). Строительство вокзала повлекло и благоустройство площади перед ним. Напротив вокзала по проекту архитектора А.П.Гемилиана  было построено здание гостиницы Северная (Октябрьская), которое заняло целый квартал. Две другие границы площади были так же застроены доходными домами и гостиницами. В 1890 году  Лиговский канал был заключен в трубу и спрятан под землю. В 1909 году в центре Знаменской площади (пл.Восстания) был открыт конный монумент Александру III.
К началу XX века застройка Невского проспекта окончательно сформировалась. По заказам владельцев крупного капитала здесь строились банки, дома акционерных обществ и компаний , большие торговые дома. В их облике нашел отражение и новый архитектурный стиль – модерн. Теперь архитекторы стремились уйти от традиций  с помощью новых приемов и современных строительных материалов. Здания, созданные в этом стиле легко узнать : Дом компании Зингер (дом Книги), торговый дом купцов Елисеевых, торговый дом Мертенса (Невский пр.,21).Невский проспект

Очень быстро был застроен отрезок  Невского проспекта от площади Восстания до Александро- Невской лавры, здесь так же сохранились прекрасные образцы стиля Модерн, созданные архитекторами рубежа XIX-XX веков:  П.Ю.Сюзора (Невский пр.,170), А.С.Хренова (Невский пр.176) и др.
К 1917 году на Невском проспекте размещалось 29 банков  и кредитных обществ  из 64 существовавших тогда в Петербурге, 10 из 14 банкирских домов и 22 из 29 банкирских контор. Невский проспект  стал центром капиталистического Петербурга и по -  прежнему оставался средоточием великолепия и роскоши. Здесь находились  многочисленные клубы, «общества» и «собрания» закрытого типа.

Самым аристократическим считался Английский клуб, основанный еще в XVIII веке  (Невский пр.,84- 86). В доме №15 находилось  Благородное собрание, в доме Энгельгардта (Невский пр.,30) в 1859 году разместился клуб представителей крупного купечества.
Невский проспект всегда содержался в чистоте и порядке. Ежегодно ремонтировалась мостовая, которую к концу XIX века вымостили торцами до Знаменской площади (пл.Восстания).Многие технические новинки XIX  - начала XX века сначала  появлялись на на главной улице города. В апреле 1879 года на Александринскую  площадь были перенесены с Дворцового моста    12 электрических «свечей Яблочкова». Спустя четыре с половиной года на Мойке рядом с Полицейским (Зеленым) мостом смонтировали первую в Петербурге электростанцию, которая размещалась на барже.
30 декабря 1883 года Невский проспект от Мойки до Фонтанки осветили электрические лампы и он стал первой в России улицей с электрическим освещением. Для ламп накаливания были спроектированы фонари.  Первая в России  телефонная станция так же появилась на Невском проспекте в доме № 26. Активно занимала свои позиции на Невском и городская уличная реклама. По инициативе художника Г.Микешина в Петербурге появились первые рекламные столбы.
9 августа 1897 года «Петербургский листок» извещал горожан «В Петербурге появилась новинка . По примеру Парижа и у нас на главных улицах приступлено к установке колонн для наклейки афиш и объявлений. Колонны по своей конструкции и стилю, с куполообразной крышей, ничем не отличаются от парижских. Вчера несколько таких колонн уже поставлены на Невском проспекте, на углу Большой Морской и Исаакиевской площади , у Николаевского моста и в других местах».
В начале XX века  на Невском проспекте появляются первые в стране кинотеатры.В 1913 году открылся кинотеатр «Пикадили»(с 1932 «Аврора» - Невский пр.,60). В 1913-1914 годах был построен флигель во дворе дома №80 для кинотеатра «Паризиана» (с 1930–«Октябрь»).К 20-м годам XX века к числу больших кинематографов относились так же  «Колизей» - Невский пр.,100 (сегодня «Каро фильм») ,«Титан»(Невскийпр.,47) ,«Художественный» (Невский пр.,67),«Светлая лента»(с 1930- «Баррикада»).

Первый звуковой кинофильм  в СССР был показан в  1929 году в кинотеатре «Совкино»(с 1930–х «Знание)-по адресу Невский пр.,72.Сегодня здесь находится кинотеатр «Кристалл Палас».

Невский проспектНевский проспект был не только деловым, культурным, торговым центром Петербурга , но и крупной транспортной артерией. Со дня основания города и до 1840–х годов единственным сухопутным транспортом оставались извозчики, которые исчезли с улиц города окончательно лишь в 30–е  годы XX  века.

С 1840–х годов по Невскому пошли первые общественные кареты – омнибусы, которые просуществовали до Первой мировой войны. Вскоре появился более комфортный транспорт –конная железная дорога «конка».

Переход на рельсы увеличил скорость передвижения .

Первый маршрут конки в 1863 году прошел от Знаменской площади (пл.Восстания), по Невскому проспекту до стрелки Васильевского острова.
В 1907 году по Невскому проспекту пошли первые городские трамваи и примерно в это время появились первые проекты подземной железной дороги, которая пролегла бы под Невским проспектом, однако метро в Петербурге появилось лишь в 1955 году.
К XX веку Большая Першпективая дорога, проложенная при Петре I, как главный въезд в новый город, превратилась в центр столицы Российской империи и стала главной магистралью Петербурга.
После революционных событий, к  первой годовщине  октябрьского большевистского переворота- в 1918 году Невский проспект был переименован в проспект 25-го Октября.
В 1926 году переименовали и Знаменскую площадь она стала называться площадь Восстания. В 1937 году в ночь на 15 октября был снят с постамента памятник Александру III, а в  1940 году снесли Знаменскую церковь. Площадь Казанская стала называться площадью Плеханова (1923 – 1944); Площадь Александра Невского – Красной площадью.
В 1936 году по проспекту 25 Октября начал регулярные рейсы первый городской троллейбус, новый вид транспорта, который называли «безрельсовым трамваем».

В 1938 году торцовые мостовые, которые прослужили более века заменили новым материалом-асфальтобетоном.Широкого строительства после революции на Невском проспекте не велось появилось лишь несколько новых зданий.
Самые значительные из них:  дом №141 и  здание средней школы (Невский пр.,14), возведенное на месте пустыря в 1939 году. Последний адрес хорошо знаком жителям города, на фасаде школы в 1962 году была укреплена мемориальная доска с текстом блокадного времени: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна».

С 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года Ленинград находился в кольце немецкой блокады. Город ежедневно обстреливался с юга, со стороны Пулковских  высот , поэтому четная солнечная сторона проспекта была наиболее уязвима. Сегодня о страшных днях войны напоминают следы от артобстрелов , которые бережно сохранили на одном из постаментов Аничкова моста. 13 января 1944 года главной улице города вернули историческое имя – Невский проспект.
В 1950 – 1952 годы проводилась реставрация Невского проспекта во время которой с магистрали были сняты трамвайные пути.
Первая на Невском проспекте станция метро «Площадь Восстания» была открыта в 1955 году и являлась конечной на первой ветке Площадь Восстания- Автово.  Наземный павильон станции, оформленный в стиле сталинский ампир  и сегодня находится на месте Знаменской церкви.
1 июля  1963 года открылась станция метро «Невский проспект», она входит в состав Московско- Петроградской линии – исторически это вторая линия Петербургского метро. Вестибюль этой станции находится в доме Энгельгардта (Невский пр.,30). С «Невского проспекта» можно перейти на станцию «Гостиный двор», которая находится на Невско- Василеостровской линии . Вестибюль разместился в здании «Гостиного двора».
В доме №71 в нижних этажах бывшего доходного дома был открыт наземный вестибюль станции метро "Маяковская".  
В 2011 году открылась станция метро «Адмиралтейская», расположенная на улице Малой Морской рядом с Невским проспетком , она стала самой глубокой станцией метро в мире. 

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Антонов В.Петербург неизвестный,забытый,знакомый.ЗАО Центрполиграф.,М..2007;Баричев С.Г.Прогулки по Санкт-Петербургу.Невский проспект.,Вече,Ниола-Пресс.,М.,2008;Бунотян Г.Г.Петербург за три дня.,Паритет,.СПб.,2008;Кирцидели Ю.И.,Левина Н.Р.Мой город Санкт-Петербург.,Паритет,.СПб.,2007;Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 ;Чеснокова А.Н.Невский проспект.,Лениздат.,1985.Использованные фото:Альбом.Невский проспект. История Санкт-Петербурга в фотографиях. Конец XIX - начало ХХ века.Город: М.Издательство: ЗАО Центрполиграф.

© Е. А. Паршина, 2010

 

 
 
невский проспект,невский проспект в санкт-петербурге,невский проспект в петербурге,невский проспект санкт петербург,невский
 
   
  Невский проспект в Санкт-Петербурге  
 
Назад 
      Rambler's Top100    
 
 
St.-Petersburg.Saint-Petersbourg.Sankt Petersburg.San Petersburgo