Дворцовая набережная, где сформировался ансамбль Эрмитажных зданий, получила свое название благодаря Зимнему дворцу.
Зимний дворец строился в 1754–1762 годы, во времена правления Елизаветы Петровны, и до 1917 года оставался главной императорской резиденцией. В архитектуре середины XVIII века царил стиль барокко.
Здания, примыкающие к Зимнему дворцу со стороны Невы, возводились уже при Екатерине II (во второй половине XVIII века), когда пышное барокко сменилось сдержанным и рациональным стилем классицизмом. Поэтому фасады эрмитажных зданий имеют совсем иной облик.
Непосредственно к Зимнему дворцу примыкает здание Малого Эрмитажа. Оно было построено по проекту Валлена Деламота в 1764–1767 годы. Екатерина II хотела здесь устроить покои для отдыха в кругу самых близких друзей.
«Эрмитаж» в переводе с французского означает «место уединения», «приют отшельника». Со временем в этом здании разместилась коллекция живописи, приобретенная Екатериной II в Европе. Так императрица положила начало созданию всемирно известного музея – Государственного Эрмитажа.
Узкий фасад Малого Эрмитажа решен в духе классицизма, лишь две статуи украшают его. Колонны портика объединяют два верхних этажа. Нижний этаж решен как цокольный.
Вслед за началом постройки Малого Эрмитажа, по проекту Ю.М.Фельтена был построен трехэтажный корпус на Миллионной улице, который связан с Малым Эрмитажем висячим садом, поэтому его первоначально называли Оранжерейным домом. Фасад на Миллионной улице повторяет мотивы декора Зимнего Дворца.
Еще одно неофициальное название южного крыла со стороны Миллионной улицы «Фаворитский корпус», здесь жили Григорий Орлов, затем Григорий Потемкин – фавориты императрицы.
В 40–е годы XIX века над корпусом был надстроен 4 этаж по проекту В.П.Стасова. В северном крыле проводились увеселительные вечера, театральные спектакли. Екатерина II называла их «Малыми эрмитажными собраниями».
Именно в Малом Эрмитаже хранятся знаменитые часы "Павлин", которые были приобретены у английской герцогини Кингстонской. В 1777 году герцогиня на собственном корабле с грузом художественных ценностей, вывезенных из Англии, приплыла в Санкт-Петербург.
Исследователи не сомневаются, что эти замечательные часы сделаны Джеймсом Коксом, так как их стиль характерен для его работ.
Часы были куплены князем Г.А.Потемкиным-Таврическим в 1780 году, но до начала 1790 года описание их не встречалось нигде.
Первое упоминание "Павлина" принадлежит Г.Г.Георги, который в своей книге "Описание столичного города Санкт-Петербурга" говорил о них следующее: "В одной из комнат сего дворца есть искусная работа одного англичанина, имеющая вид кряжа, во внутреннем расположении коего играют куранты и в самое то время сова бьет такт, павлин поднимает крылья, а петух поет. Механик Кулибин привел оные в прежнее их состояние и действие".
В 1775-1784 годы по проекту Ю.М.Фельтена по соседству с Малым Эрмитажем было построено здание Большого (Старого) Эрмитажа.
Сегодня Малый Эрмитаж вместе с другими зданиями ансамбля на Дворцовой набережной, входит в состав всемирно известного музея-Государственного Эрмитажа.
Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004.
© Е. А. Паршина, 2009 |