В первой трети XIX века проводилась полная реконструкция Дворцовой площади, что было связано с переносом сюда важных государственных учреждений-Генерального (Главного) Штаба русской армии и двух министерств-Иностранных дел и Финансов.
Для них по проекту К.И.Росси были возведены два больших корпуса, соединенных торжественной аркой. Восточный корпус ближе к Мойке-для двух министерств, западный ближе к Невскому проспекту-для Главного штаба.
Первая треть XIX века-период наивысшего расцвета классицизма, теперь зодчие проектируют не отдельные здания, а целые градоформирующие ансамбли.
Арка, соединяющая криволинейные в плане здания, состоит из трех частей. Первая выходит на Дворцовую площадь, вторая расположена параллельно сразу за первой. Третья, расположенная под небольшим углом, организовывает Большую Морскую улицу, выводя ее на площадь, как раз напротив центральных арок фасада Зимнего дворца.
Дугообразное протяженное здание Главного штаба формирует северную границу Дворцовой площади. |
Строительство здания велось на протяжении 10 лет (с 1819 по 1829 годы). В его архитектурном облике нашла отражение высокая патриотическая тема-победа русских войск в Отечественной войне 1812 года. Особенно сильно эта тема звучит в оформлении триумфальной арки Главного штаба с ее богатым скульптурным убранством.
Обращение к традициям античных триумфальных сооружений, а так же использование скульптуры для раскрытия основной патриотической идеи, и использование ордерной системы-эти черты были характерны для архитектуры периода высокого классицизма (Ампира).
У подножия арки на выступающих из стены пьедесталах горельефные композиции из воинских доспехов-арматуры. Над ними между колоннами стоят фигуры воинов, олицетворяющие разные поколения россиян, участвовавших в войне 1812 года.
Выше статуй тоже размещены арматуры (уже как рельефы). В поля между архивольтом арки и антаблементом колоннады включены рельефные изображения гениев Славы: лавровыми венками они как бы осеняют возвращающихся с войны героев. |
Завершением триумфальной композиции служит изображение колесницы Победы с шестеркой коней. Установленная на трехступенчатом основании, она четко рисуется на фоне неба.
Победа предстает в образе крылатой женщины, держащей в руках жезл с двуглавым орлом и лавровый венок.
Две группы коней, крайних из которых держат под уздцы воины с копьями, вторят разворачивающимся крыльям здания. Создателями скульптурных композиций арки главного штаба были С.С.Пименов и В.И.Демут-Малиновский. Скульптура отливалась на Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге.
В прошлом здание выглядело иначе: стены были светло-серыми, лепные детали-белыми, венчающая группа-бронзированной. В последствии стены стали красить в желтый цвет, а все скульптурные детали в черный.
Сегодня здание Главного Штаба относится к всемирно известному музею Государственный Эрмитаж (крыло здания, расположенное ближе к Мойке). (фото)
Составитель статьи: Паршина Елена Александровна. Использованная литература: Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга, Три века истории. Славия.,СПб., 2004 Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры-Архитектура_С.,М., 2004, Новопольский П., Ивин М. Прогулки по Ленинграду-Гос.изд.детск.лит.РСФСР,.Л., 1959_ © Е. А. Паршина, 2009 |