|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Царское Село.Город Пушкин |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Царское Село почти двести лет являлось летней резиденцией российских императоров. Земли, расположенные в 25 километрах к югу от Санкт-Петербурга в средние века принадлежали Великому Новгороду, затем ими владели шведы.
В 1700 году Петр I начал войну со Швецией за возврат России исконно русских земель на берегах Невы и Финского залива, она продлилась 21 год, назвали ее войной Северной. В ходе Северной войны, на освобожденных землях, в 1703 году был основан Санкт-Петербург. Постепенно вокруг новой столицы возникло настоящее ожерелье из дворцово-парковых ансамблей, среди которых Царское Село является настоящей жемчужиной.
|
|
|
Портрет Екатерины I. Жан Марк Наттье. 1717 г. ГЭ |
|
Вид Большого дворца. Баризьен Фридрих Гартман |
|
Екатерининский дворец. Царское Село |
|
В 1702 году шведы были изгнаны из Саари мойс (по-фински «Мыза на возвышенном месте»). Первым владельцем земель этих стал А.Д.Меншиков, но в 1710 году Саарская мыза, как ее называли на русский манер, была пожалована Екатерине Алексеевне, супруге Петра I, будущей императрице Екатерине I. Год спустя Петр I публично объявил Екатерину Алексеевну истинной Государыней и ее загородные владения получили статус царской резиденции. 1710 год считается годом рождения Царского Села.
Именно по указу Екатерины Алексеевны начинается активное строительство в Саарской мызе и к 1716 году мыза превратилась по своему административному статусу в село, став Саарским Селом, но лишь в 1808 году при Александре I было использовано фонетическое сходство в произношении слов и Саарское Село стали называть Селом Царским.
В основном облик дворцово-парковых ансамблей Царского Села сформировался к концу XVIII, благодаря хлопотам трех императриц Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Изменения XIX века коснулись в основном, оформления интерьеров дворцов, которые декорировали в соответствии с вкусами каждого нового владельца.
При Екатерине I начали строить дворец и разбивать перед ним регулярный парк. В 1735 году Царское Село по наследству перешло к Елизавете Петровне-дочери Петра I, чуть позже, став императрицей, она употребила все усилия и возможности государственной казны для придания Царскому Селу блеска, достойного «Славы всероссийской».
При ней, с нескольких попыток заново был построен Большой дворец (арх. Ф.Б.Растрелли). Знаменитым украшением роскошного дворца при Елизавете Петровне стал «Янтарный кабинет».
В наши дни полюбоваться Янтарной комнатой со всего мира приезжают миллионы туристов. Название «Янтарная» комната получила, так как стены ее декорированы нарядными панно, собранными из маленьких разноцветных кусочков янтаря. Янтарь, «Солнечный камень», - это смола хвойных деревьев, тысячелетиями таившаяся в глубинах Балтийского моря.
Янтарь обладает свойством притягивать мелкие частицы, которое называют электризация, в переводе с греческого «Электро» означает янтарь. С древних времен из янтаря делали амулеты, талисманы, а так же ювелирные украшения. Но для оформления интерьера Янтарной комнаты янтарь был применен впервые. Слишком уж он мал по размерам и разнообразен по цветовой гамме, поэтому набор крупных орнаментальных панно и деталей-задача очень сложная.
История создания «Янтарного кабинета» (так он назывался в XVIII веке) началась в 1701-1709 годах когда архитектор прусского королевского двора А.Шлютер начал изготовление для одной из комнат дворца Шарлоттенбурга мозаичных наборных панелей из янтаря. Для создания янтарных панно Шлютер пригласил мастера Г.Вольфрама, который шесть лет воплощал замысел.
|
|
|
Брэнсон Деку. Янтарная комната. 1931 г.UCSC. Санта-Круз |
|
Брэнсон Деку. Янтарная комната. 1931 г. UCSC. Санта-Круз |
|
Янтарная комната. Екатерининский дворец |
|
В 1707 году Шлютера и Вольфрама заменили Э.Шахт и Г.Турау. В 1715 году на прусский престол вступил Фридрих Вильгельм I, который признал янтарные работы слишком дорогими. Прусский монарх подарил янтарные панно и детали к ним Петру I. Сначала части Янтарного кабинета поместили в Людских покоях-здании, построенном вблизи с Летним дворцом на территории Летнего сада.
В 1743 году Янтарный кабинет по указу Елизаветы Петровны решили устроить в Зимнем доме Анны Иоановны. Проект установки панелей и других декоративных элементов разработал Б.Ф.Растрелли, работы были завершены в 1746 году. Императрица планировала установить Янтарный кабинет в своем Зимнем дворце, который для нее строили по проекту Растрелли. В июне 1755 года последовало новое распоряжение: «….бережно разобрать и через присланную из Царского Села команду, на руках бережно … для поставления, где в Царском Селе показано будет…. Чтобы без всякого повреждения туда перенесен был». 75 гвардейцев на руках перенесли ящики с частями янтарной отделки, преодолев путь в 25 верст.
Растрелли решил дополнить число янтарных панно и декоративных частей, для чего из Пруссии в 1760 году были приглашены янтарных дел мастера. В годы правления Екатерины II из Пруссии выписали сохранившиеся янтарные маски с гирляндами из фруктов, полная декорировка Янтарного кабинета завершилась только в 1771 году.
|
|
Янтарный кабинет до 1941 года оставался на своем историческом месте. Во время спешной эвакуации попытки снять панно оказались неудачными, их законсервировали прямо на стенах. В таком виде она досталась немецким оккупантам. Янтарную комнату как «немецкую национальную гордость» срочно доставили в Пруссию (Кенигсберг), где в собранном виде с 1943 года до начала 1944 года янтарные панно экспонировались. Затем след Янтарной комнаты теряется. Многолетние поиски оказались безрезультатными. В 1983 году в Царском Селе начались работы по воссозданию утраченного интерьера. Лишь в 2003 году Янтарная комната была открыта для всеобщего обозрения.
С начала XVIII века, одновременно со строительством дворца, велись сложные садовые работы. Площадь старого сада, разбитого при Екатерине I, была увеличена, распланировали новый Верхний сад. Для украшения регулярного сада из Петербурга были доставлены скульптуры работы итальянских мастеров начала XVIII века (П.Баратта, А.Тарсиа, Д.Дземиниани, А.Маринелли). Парк (Екатерининский) так же украсили нарядные парковые павильоны (Эрмитаж, Грот, Монбижу, Катальная гора), до сегодняшнего времени из них сохранились павильоны Эрмитаж (арх. М. Земцов, Ф.Б.Растрелли) и Грот (арх. Ф.Б.Растрелли, А.Ринальди).
|
|
|
|
|
Большой зал. Екатерининский дворец |
|
Эрмитаж в переводе с французского-«место уединения». Павильоны и небольшие дворцы с таким названием стали обязательным атрибутом регулярных европейских садов. В Эрмитаже знатные особы могли проводить время в стороне от глаз и ушей прислуги, для этого павильон снабжали специальными подъемными диванами и столами. При помощи механизмов диваны с гостями и столы со снедью поднимали в верхний зал, таким образом, слуги оставались внизу. Вместе с резиденцией расширилось и примкнувшее к ней поселение «Слобода Села Царского».
Окончательно художественный облик резиденции сформировался при Екатерине II. Стараниями Екатерины Великой в Царском Селе появился Александровский парк и Александровский дворец, к Большому дворцу были пристроены Великокняжеский флигель и Зубовский корпус, в парке появились новые павильоны и памятники воинской славы,
в Старом парке были построены «Верхняя Ванна» и «Нижняя Ванна» по проекту И.В.Неелова. «Верхняя Ванна» или «Мыльня их Высочеств» служила баней для царской семьи, в «Нижней Ванне» мылись придворные.
|
|
|
Нижняя Ванна. Царское Село |
|
Верхняя Ванна. Царское Село |
|
Камеронова галерея. Царское Село |
|
Во второй половине XVIII века пышный стиль барокко сменился рациональным стилем-Классицизм, в моду вошли парки пейзажные. Пейзажный парк (Английский), в отличие от парка регулярного (Французского) спланирован и оформлен трудами архитекторов и садовников, но у посетителя должно возникать ощущение, что все, окружающее его, создано природой без участия человека. Никакой симметрии и четких геометрических форм.
Границей парка регулярного (Старого) и парка Пейзажного стал ансамбль Камероновой галереи с Пандусом, Висячим садом, Агатовыми комнатами и Холодными Банями. Название ансамбль получил по фамилии создателя-архитектора Ч.Камерона. На галерею, предназначенную для прогулок императрицы в ненастную погоду, ведет нарядная лестница у подножия которой, вас встретят статуи Геркулеса и Флоры.
Композиционным центром Пейзажного парка стал Большой пруд, вокруг которого сосредоточены павильоны и памятники воинской славы. Водную гладь пруда разнообразят рукотворные острова на одном из них павильон «Зал на Острову», который предназначался для отдыха во время катания на лодках. Одно время его использовали для хранения грелок, которыми грели ноги зимой те, кто катался по льду пруда на коньках.
До «Зала на Острову» можно добраться на пароме, сегодня восстановлена паромная переправа, пристань находится у подножия Гранитной террасы (арх. Л.Руска 1809 г.). В 1850-е годы Пристань была украшена гальванопластическими статуями «Боргезский боец» и «Дискобол», дошедшие до нашего времени.
На другом берегу Большого пруда виднеются красно-кирпичные корпуса павильона Адмиралтейство (арх. В.И.Неелов), построенного так же при Екатерине II. Название не случайно: в нижнем этаже центрального корпуса хранились лодки, использовавшиеся для катания придворных по Большому пруду. К XIX веку здесь собралась целая коллекция гребных судов разных стран мира. В двух боковых корпусах Адмиралтейства содержались водоплавающие птицы (утки, лебеди), а так же фазаны и павлины, поэтому корпуса назывались Птичными домиками.
На глади Большого пруда привлекает внимание один из памятников воинской славы-Чесменская колонна (арх. А.Ринальди). Она воздвигнута по указу Екатерины II в честь морских побед русского оружия в Русско-Турецкой войне 1768-1774 годов (Хиосского, Митиленского, Чесменского).
|
|
|
Турецкая Баня. Царское Село |
|
Адмиралтейство в Царском Селе |
|
|
В 1850-1852 годах при Николае I на небольшом мысе Большого пруда был воздвигнут еще один памятник воинской славы павильон «Турецкая Баня» (арх. И.А.Монигетти) в честь победы в Русско-Турецкой войне 1828-1829 годов. Павильон своим обликом напоминает турецкую мечеть с высоким минаретом и куполом с рельефными орнаментами.
В Царском Селе были воздвигнуты Морейская колонна, Кагульский обелиск и Орловские Триумфальные ворота по проекту А.Ринальди, ставшие так же памятниками воинской славы. Орловские ворота были установлены в честь избавления Москвы графом Г.Г.Орловым от чумы. К памятникам воинской славы относятся и ворота «Любимым моим сослуживцам», построенные в 1817 году по проекту В.П.Стасова.
В Пейзажном парке появились павильоны: Концертный зал (Д.Кваренги), Кухня-Руина (Д.Кваренги), Скрипучая Беседка (Ю.М.Фельтен) и другие, но самой известной достопримечательностью пейзажного парка является фонтан «Девушка с кувшином» или «Молочница», устроенный при Александре I.
Фигура Молочницы украсила фонтан в 1816 году она была исполнена известным скульптором П.П.Соколовым на сюжет басни Ж.Лефонтена «Молочница, или Кувшин с молоком». Статуя была воспета многими поэтами, так два стихотворения с одинаковым названием «Царскосельская статуя» вышли из под пера А.С.Пушкина и А.А.Ахматовой. Ахматова написала свое произведение в 1916 году, спустя 100 после установки статуи.
С Царскосельской статуей связана легенда, гласящая о том, что вода, изливающаяся из ее разбитого кувшина волшебная. Стоит ее испить и в вас поселится талант, а Муза станет вашей постоянной спутницей. Туристы традиционно наполняют водой из фонтана пустые бутылки. В 1910 году Царское село отмечало 200-т летний юбилей, тогда парк и дворец официально стали называть Екатерининскими.
|
|
|
|
Александровский дворец. Царское Село |
|
Николай II с детьми в Царском Селе. 1913 г. |
|
Александровский парк с его прекрасными павильонами и Александровский дворец созданы были при Екатерине II. Дворец, построенный по проекту Д.Кваренги, был пожалован державной бабушкой любимому внуку Александру к его бракосочетанию с великой княжной Елизаветой Александровной (баденская принцесса Луиза-Мария–Антуанетта). У Дворца были разные августейшие владельцы, но если интерьеры изменялись в зависимости от их вкусов, то внешний облик дворца оставался неизменным.
Великий князь Александр Павлович, для которого дворец строился, став императором переселился в Большой (Екатерининский) дворец. Затем здесь поселился его брат Николай Павлович, после него будущий император Александр III, а после Николай II. Последний российский император, родившийся в Царском Селе, любил эту загородную резиденцию. Он жил в Александровском (Новом) дворце со своим семейством осенью и зимой.
С 1905 года дворец стал местом постоянного пребывания императорской фамилии. Здесь с февраля 1917 года, отрекшийся от престола Николай II, его супруга, наследник и дочери находились под домашним арестом до 1 августа, когда по распоряжению Временного правительства они вышли в парк под конвоем для отъезда в Тобольск.
Недалеко от Александровского дворца, на островке, расположенном в центре пруда, находится небольшой павильон-Детский домик (арх. А.М Горностаев), построенный в 1830 году для детей императора Николая I. До Великой Отечественной войны в них сохранялась детская мебель.
В XIX веке на остров можно было приплыть на небольшом пароме, а в конце столетия и на лодке. Здесь проводили последние дни своей жизни дети императора Николая II. Во второй половине XIX века на острове были захоронены несколько любимых императорских собачек. Места захоронений отмечали небольшими надгробиями, два из которых сохранились до наших дней. В настоящее время Детский Домик, разрушенный в годы Великой Отечественной войны, находится в стадии консервации. |
|
Александровский дворец окружен прекрасным пейзажным парком, который своей центральной осью связан с ансамблем Екатерининского парка. На его территории с конца XVIII века началось создание многочисленных садово-парковых павильонов и сооружений. Во время Великой Отечественной войны парковые постройки были серьезно пострадали. В настоящее время часть из них воссоздана, а часть остается в руинах.
Среди восстановленных построек на территории Александровского парка привлекают внимание своей яркостью «Китайские забавы». Это Ансамбль Китайской деревни, состоящий из 12 небольших домиков, образующих улицу и восьмиугольную площадь, в центре которой Ротонда.
Над созданием ансамбля трудились А.Ринальди, Ч.Камерон, В.И.Неелов в XIX веке изменения в композицию были внесены по проекту В.П.Стасова. Комплекс предназначался для размещения гостей императорского двора, придворных и дворцовых служащих. В конце XX века Китайскую деревню восстановили на средства Датчан, интерьеры были переделаны под жилые помещения.
Через крестовый канал были построены по проекту Ч.Камерона Китайские мосты, которые и сегодня радуют глаз: Большой Китайский, Китайский мост с драконами и два Малых Китайских моста.
Романтическое настроение Александровского парка подчеркивают сооружения, созданные по проектам архитектора А.А.Менеласа в первой трети XIX века. Среди так называемых «Рыцарских затей» особое место занимают, полностью воссозданные после Великой Отечественной войны Арсенал и Белая Башня, которые открыли свои двери для посетителей уже в XXI веке.
Александровский и Екатерининский парки соединены двумя воздушными мостами, перекинутыми через Подкапризовую дорогу, это Большой и Малый капризы. Происхождение необычного названия построек «Каприз» -М.И.Пыляев объясняет словами Екатерины II, произнесенными при подписании сметы «…. Быть так; это мой каприз».
|
|
|
Белая Башня. Царское Село |
|
Царское село. Высочайший завтрак в Екатерининском зале Большого дворца. После 1907 г. Открытка. ГЭ |
|
Царскосельский Лицей. Знаменская церковь |
|
Царское Село известно не только своими дворцами и парками, но и Царскосельским Лицеем. Лицей был основан в 1811 году, как учебное заведение нового типа, для воспитания будущих политических деятелей. Лицей разместился в Великокняжеском флигеле, пристроенном к Большому (Екатерининскому) дворцу еще при Екатерине II для ее внуков.
В начале XIX века флигель был перестроен под нужды Лицея по проекту В.П.Стасова, и 19 октября новое учебное заведение открыло свои двери для учеников. Среди первого набора учащихся был и А.С.Пушкин, закончивший лицей в 1817 году. Сегодня в здании находится музей «Царскосельский Лицей», здесь восстановлена обстановка, в том числе и «келья» А.С.Пушкина.
В 1900 году, через год после столетнего юбилея Пушкина, в Лицейском Садике торжественно был открыт памятник «Пушкину лицеисту» (ск. Р.Р.Бах). В 1937 году, спустя сто лет после гибели поэта Царское Село в его честь назвали г. Пушкин.
В годы Великой отечественной войны на протяжении 28 месяцев с 1941 до 1944 года г. Пушкин был оккупирован немецкими войсками. Интерьеры дворцов и павильонов солдаты Вермахта превратили в штабы, казармы, мастерские, конюшни.
После освобождения города в 1944 практически сразу начались восстановительные работы, которые продолжаются до сих пор. Екатерининский парк и его павильоны почти полностью возрождены из руин. Так же полностью восстановлен внешний облик Екатерининский дворец и большая часть его парадных интерьеров. Активно ведутся работы в Александровском парке и Александровском дворце.
|
Царское Село. Город Пушкин. Янтарная комната |
|
|
|
|