Первая деревянная Исаакиевская церковь появилась в Санкт-Петербурге еще в первые годы существования города. В одном из сараев, находившихся на территории адмиралтейского гласиса, в 1707 году устроили церковь и осветили ее именем Исаакия Далматского-святого, день поминовения которого совпадал с днем рождения Петра I (30 мая по старому ст.).
Простая постройка была увенчана небольшой луковичной главой и башенкой со шпилем. Находилась эта церковь, примерно на том месте, где сегодня мы видим прекрасный фонтан в Александровском саду перед башней Адмиралтейства.
В 1710 году церковь обновили и государь сам вновь осветил ее. В этой первой Исаакиевской церкви 19 февраля 1712 года Петр I обвенчался официально с Екатериной Алексеевной (Мартой Скавронской), которая после смерти супруга в 1725 году взошла на русский престол как императрица Екатерина I. Деревянный храм ветшал и было принято решение о перестройке церкви в камне.
Строительство велось по проекту архитектора Г.И.Маттарнови, вторая по счету Исаакиевская церковь была построена на месте, где сегодня находится знаменитый конный монумент Петру I -«Медный всадник».
Во второй половине XVIII века, из-за близости здания к Неве, частично был подмыт фундамент Исаакиевской церкви, так же были обнаружены иные технические повреждения.
В 60-е годы XVIII века при Екатерине II, храм разобрали и начали строительство нового Исаакиевского собора. Разместили третий храм дальше от берега Невы там, где сегодня стоит следующий-четвертый по счету Исаакиевский собор.
Строительство началось в 1768 году. Согласно проекту архитектора А.Ринальди собор должен был иметь купол и четыре башни по углам, а так же высокую изящную колокольню. Строительство слишком затянулось и было завершено лишь в 1800 году. Павел I поручил достройку архитектору В.Бренне, который внес значительные изменения в первоначальный проект.
По повелению Павла I, олонецкий мрамор, которым планировалось облицевать здание, был передан на строительство Михайловского замка, а Исаакиевский собор достраивали в кирпиче без облицовки.
В те годы ходила эпиграмма: «….Двух царствований памятник приличный. Низ-мраморный, а верх кирпичный…». 30 мая 1802 года храм был открыт, но просуществовал не долго, так как не соответствовал парадному облику центра столицы.
Возведение четвертого по счету Исаакиевского собора, началось в период правления Александра I. Был проведен конкурс на лучший проект в котором принимали участие ведущие архитеторы того времени. Победил в конкурсе никому не известный французский архитеткор О.Монферран, который представил двадцать четыре проекта Исаакиевского собора, выполненных в различных стилях. Сооружение самого большого Петербургского храма велось на протяжении сорока лет с 1818 по 1858 годы.
Перед южным и северным фасадами постепенно сформировалось две взаимосвязанные площади Сенатская и Исаакиевская.
Оформление храма и устранение технических ошибок, допущенных в ходе строительства, заняло немало времени, окончательно строительные леса были сняты лишь в 1916 году. Строительство «опекали» два императора: Александр I, затем Николай I.
Исаакиевский Собор стал одним из крупнейших соборов в мире, он вмещает 12000 человек. По объему купола это четвертый в мире храм, после собора Св.Петра в Риме, собора Св.Павла в Лондоне и собора Св.Марии во Флоренции.
После своего открытия Исаакиевский собор стал выполнять функции Главного Кафедрального собора России.
Симметричность композиции Собора подчеркнута монументальными колонными портиками, расположенными по всем четырем фасадам. Венчает собор-традиционное для православных храмов-пятиглавие, четыре симметричные звонницы с маленькими главками и огромный центральный купол, который доминирует не только над ними, но и над всей композицией сооружения.
На фасадах изобилие скульптуры на библейские сюжеты: отдельно стоящие фигуры и бронзовые барельефы. В создании моделей для скульптурных композиций приняли участие видные ваятели того времени: И.П.Витали, Н.С.Пименов, П.К.Клодт и др..
Из них наиболее важная роль досталась скульптору И.П.Витали, исполнившему более 300 скульптур, среди которых-статуи апостолов на фронтонах, группы ангелов со светильниками, размещенные на углах основного объема. Он так же автор горельефов южного и западного фронтонов.
Тема южного-«Поклонение волхвов». Западный-иллюстрация к житию византийского монаха Исаакия Далматского «Святой Исаакий благословляет императора Феодосия». Здесь, в число изображенных, включены портреты самого Монферрана, в левом нижнем углу-с моделью собора в руках. В почтительном поклоне, правее-президент Академии Художеств-А.Н.Оленин и министр императорского Двора П.М.Волконский.
Автор горельефа восточного фронтона «Святой Исаакий останавливает императора Валента»- скульптор Ф.Лемер из Франции.
Северный фронтон-«Воскресение», выполнен тем же мастером. Фигуры ангелов на балюстраде барабана купола-скульптор И. Герман.
В строительстве Исаакиевского собора участвовали сотни тысяч людей. Возведение столь грандиозного сооружения стало, по тем временам, прорывом в развитии строительной техники. Все колонны, в том числе и колонны на барабане купола (их 72, высота 14 м.) выполнены из монолитных блоков гранита. Вес каждой из них достигает несколько десятков тонн (64-114). Гранит добывался в каменоломнях на берегах Финского залива, особым новым способом.
Впервые в истории русского зодчества колонны таких габаритов поднимались под купол на высоту более сорока метров. Необычным стало и то, что колонны портиков, высота которых составляет 17 метров, устанавливались раньше, чем возведены были стены. Это было связано с тем, что проект предусматривал включение в объем нового храма остова предыдущего сооружения.
Особый интерес вызвал подъем первой колонны, которую установили на восточном углу северного портика. Это событие произошло в марте 1828 года в присутствии императорской фамилии при небывалом скоплении народа. Огромную колонну подняли и поместили на место за 45 минут.
Исаакиевский собор строили в основном, крепостные и государственные крестьяне. Особенно опасной была работа позолотчиков. Применялся так называемый огневой способ: на медные листы наносили раствор ртути и золота, затем листы нагревали жаровнями, ртуть испарялась, а золото тонким ровным слоем ложилась на поверхность медного листа.
На основании архивных данных можно предположить, что из 400000 рабочих, принимавших участие в строительстве собора, умер от болезней и травм каждый твертый.
Снаружи стены Исаакиевского собора облицованы олонецким мрамором. Для внутреннего убранства применены облицовочные камни разных пород и золочение деталей.
Интерьер украсила многочисленная декоративная скульптура, живопись, мозаика. Работы по внутреннему оформлению здания начались в 1841 году. На украшение главного храма империи пошло 400 килограммов золота, 1000 тонн бронзы. Для облицовки архитектурной части алтаря затрачено 16000 килограммов малахита и более 11 квадратных метров бадахшанского лазурита. Для покрытия пола, стен и пилонов применены полудрагоценный шокшинский порфир, черный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, желтый сиенский, красный французский. Выдающийся российский минералог академик А.Е.Ферсман считал Исаакиевский собор сокровищницей цветного камня.
Особая роль в убранстве интерьера принадлежит живописи. Создатели живописных панно в соборе крупнейшие представители академического искусства: Ф.А.Бруни, К.П.Брюллов и др.
Руководил всеми живописными работами профессор и ректор Академии Художеств В.К.Шебуев. Общий проект содержания и расположения росписей принадлежал Монферрану, но за работами следил государь и Святейший Синод. Живописные работы продолжались с 1855 по 1858 года.
В общей сложности собор вместил 150 произведений монументальной живописи. В западной части здания находятся картины на ветхозаветные сюжеты, в восточной-на евангельские.
Самая большая из них площадью 800 квадратных метров-плафон главного купол-начата К.Брюлловым и завершена Басиным-"Богоматерь во Славе".
Росписи в исаакиевском соборе плохо сохранялись из-за отсутствия отопления и высокой влажности. В 1851 году начались работы по переведению росписей в «вечную живопись»-мозаику.
Работы эти продлились до начала Первой мировой войны. Часть живописных произведений была переведена в мозаику, мастерами мозаичной мастерской Академии Художеств.
В Исаакиевском соборе три алтаря. Главный-во имя Святого Исаакия Далматского; с правой стороны- Святой великомученицы Екатерины; слева-Святого Благоверного Великого князя Александра Невского.
Иконостас главного алтаря, насчитывающего 65 образов, отделан белым мрамором, расчленен малахитовыми колоннами. Колонны полые внутри, но производят впечатление монолитов. Они имеют бронзовую основу, покрытую пластинами драгоценного материала, который тщательно подобран по рисунку и цвету.
Две центральные колонны выполнены из бадахшанского лазурита. Иконостас главного алтаря (Его) украшают бронзовые позолоченные скульптуры, выполненные по моделям Н.С.Пименова, П.К.Клодта, И.П.Витали.(Драгоценные колонны из бадахшанского лазурита поставлены по сторонам от царских врат.)
В окне за престолом главного алтаря цветной витраж-образ воскресшего Спасителя. Витраж был установлен по предложению архитектора Л.Кленце.
Заказ на изготовление витража был поручен выдающемуся мастеру-витражисту из Мюнхена М.-Э.Айнмиллеру, работа выполнялась с 1841 по 1843 годы.
Художественное оформление боковых алтарей не менее эффектно, чем главного.
Их иконостасы увенчаны золочеными скульптурными группами: «Воскресение»-в пределе Св.Екатерины и «Преображение»-в приделе Св.Александра Невского, выполненными Н.С.Пименовым.
Замечательны три большие бронзовые, напоминающие по композиции «Золотые врата» двери Флорентийского баптистерия, работы Л.Гиберти. Тематика сюжетов задана Синодом-три периода становления православной церкви.
Каждая створка разбита на кессоны. Скульптурные композиции южных дверей посвящены событиям из истории Древней Руси. Тематика правой створки-эпизоды из жизни князя Владимира, левой-из жизни Александра Невского. Северные двери оформлены на сюжеты легенд о святых Исаакие Далматском и Николе Мирликийском, западные-жизнеописаний апостолов Петра и Павла. |