|
Пассаж от французского слова «Passer» - проходить, бродить.
Первые пассажи появились в Западной Европе в 1830-40 е годы, они представляли собой тянущуюся в глубину улицу квартала, перекрытую прозрачной кровлей из металла и стекла. На улицу выходили торговые лавки.
Первым таким пассажем в Европе стала Орлеанская галерея в Париже.
Развитие строительной техники и появление новых строительных материалов обусловило применение металлических конструкций не только при строительстве железных дорог и мостов , но и при сооружении торговых зданий нового типа. Первый пассаж в Петербурге , так называемый Щукин двор - рынок для торговли живностью, дичью, фруктами и др.. был построен в 1841 -1842 годах на углу ул.Садовой и ул.Чернышева(Ломоносова) и представлял собой около полусотни каменных лавок, расположенных в две линии, которые соединила общая крыша . Затем он стал частью Мариинского рынка после его перестройки по проекту А.А.Кракау в 1863-1864 годы.hellopiter.ru
Постепенно в городе появилось множество торговых сооружений подобного типа, но название «Пассаж» закрепилось только за одним из них.
«Пассаж» разместился на протяженном участке между Невским пр. и Итальянской ул. Этот участок был специально приобретен для строительства графом Эссен – Стенбок- Фермором. Строительство велось по проекту архитектора Р.А.Желязевича в 1846–1848 годы. Здание представляло собой длинную крытую улицу – галерею протяженностью около 180 метров, освещенную верхним светом через стеклянные фонари, устроенные в кровле. Это был первый в Петербурге пример столь протяженного светового покрытия. По сторонам улицы – пассажа размещались в два этажа магазины. Третий этаж был приспособлен под квартиры. В подвальном этаже располагались помещения для торговли продуктовыми товарами , требующими низкой температуры.
Успешный опыт строительства и эксплуатации «Пассажа» способствовал появлению нового проекта по сооружению подобной крытой галереи на противоположной стороне Невского проспекта, со стороны главного фасада Большого Гостиного двора. Против проекта решительно выступили купцы- гостинодворцы, опасавшиеся конкуренции.
Фасады «Пассажа», выходящие на Невский проспект , Желязевич скомпоновал в приемах итальянского ренессанса. Но эти фасады не сохранились : при перестройке «Пассажа», осуществленной в 1899 – 1900 годах по заказу тогдашней его владелицы, княгини Н.А.Барятинской архитектором С.С.Козловым, здание было надстроено , а фасады переделаны. Тогда же в первом и втором этажах появились большие стеклянные витрины.
«Пассаж» привлекал посетителей не только магазинами. Здесь так же были бильярдные, «анатомический музеум», «механический театр», «кабинет восковых фигур», разнообразные панорамы и диорамы, кондитерские и рестораны. Со стороны ул.Большой Итальянской размещался концертный зал , где устраивались музыкальные вечера.
На рубеже 1850–60 х годов, в обстановке начавшейся демократизации общества, в этом помещении начали проводить публичные лекции по естественным и прикладным наукам ,организованные товариществом «Общественная польза»,затем и литературные вечера. Первый из них , организованный «Обществом для пособия нуждающимся литераторам и ученым», созданным в 1859 году, был проведен в «Пассаже» 10 января 1860 года,открыл его И.С.Тургенев. На литературных вечерах в «Пассаже» выступали многие известные писатели, которые впервые получили возможность предстать перед публикой.
В 1904 году театральный зал «Пассажа» сняла В.Ф.Комиссаржевская, ее драматический театр давал здесь спектакли в течение двух сезонов, а в 1906 году переехал на Офицерскую ул.( Ул.Декабристов).
Сегодня в «Пассаже» размещается Санкт– Петербургский государственный академический театр им. В.Ф.Комиссаржевской ( вход со стороны ул.Итальянской). Театр родился в суровые годы блокады Ленинграда, 18 октября 1942 года вышел первый спектакль по пьесе К.Симонова «Русские люди».
"Пассаж" и сегодня остается крупнейшим магазином Санкт-Петербурга.
Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 Пилявский В.И.,Тиц А.А.,Ушаков Ю.С.История русской архитектуры-Архитектура_С.,М.,2004, Бунатян Г.Г.Петербург за три дня. Путеводитель.Паритет.,СПб.,2008
© Е. А. Паршина, 2009 |
|