|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Русский музей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВТ-ВЫХ/ПН,СР,ПТ,СБ,ВС 10.00-18.00/ЧТ 13.00-21.00 |
|
СТ.МЕТРО "ГОСТИНЫЙ ДВОР",САДОВАЯ УЛИЦА 2 |
|
rusmuseum.ru |
|
Идея создания государственного музея национального искусства появилась в середине XIX века. Существует легенда, которая связывает решение Александра III о создании первого публичного музея национального искусства, с картиной И.Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных», которую император приобрел на 17-ой выставке Товарищества Передвижников в 1889 году.
Тогда-то, у государя и возникла мысль-основать всенародный музей, в котором были ба собраны все лучшие произведения искусства.
Кроме того, новый столичный музей мог бы активно действовать и в сфере исторической, и в сфере современного художественного процесса.
Для Русского Музея императора Александра III, нашлось подходящее здание-Михайловский дворец, построенный в
20-е годы XIX века по проекту К.И.Росси для Великого князя Михаила Павловича-сына императора Павла. |
|
Осуществил идею своего отца о создании музея император Николай II, который подписал 13 апреля 1895 года Именной Высочайший Указ № 62 "Об учреждении особого установления под названием „Русского Музея Императора Александра III“ и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом".
В мае 1895 года была организована «Комиссия по надзору за ремонтом и приспособлением Михайловского дворца для помещения Русского Музея Императора Александра III» под руководством архитектора В.Ф.Свиньина и началась перестройка дворцовых помещений под нужды нового музея.
С первых дней своего существования музей находился в ведении Министерства Императорского Двора, а Управляющим музеем мог стать только член Императорского Дома. Первым Высочайшим Управляющим был Великий князь Георгий Михайлович. |
|
В августе 1897 года был утвержден штат музея, в который вошли-ученые, искусствоведы, историки, этнографы, археологи, архитекторы: Д.И.Толстой (назначенный в 1901 году на должность Товарища Управляющего Русским Музеем), А.Н.Бенуа, П.А.Брюллов, П.И.Нерадовский, Н.П.Сычев, П.И.Столпянский, М.П.Боткин, А.А.Миллер, Н.Н.Пунин и многие другие.
Для исполнения разных служебных обязанностей в Русском Музее Императора Александра III существовал штат вольнонаемных служителей. Это вахтеры, галерейные служители, часовые, швейцары, церковный сторож, а также рабочие разных специальностей (столяр, слесарь, кочегар, маляр, печник, садовник и т.п.). Обязанности служащих были сформулированы в специальных Правилах, специально разработанную форму.
Торжественное открытие «Русского Музея Императора Александра III» для посетителей состоялось 7 (19) марта 1898 года.
|
|
Первоначально экспозиция Музея размещалась в 37-и залах. Первых посетителей встречал «Музей христианских древностей», занимавший четыре зала. Здесь экспонировались: «Плащаница» В.Васнецова, произведения русской живописи и скульптуры, а также с коллекции частных собирателей, переданные в дар музею (коллекция акварелей княгини М.Тенишевой и коллекция живописи и гравюр князя В.Лобанова-Ростовского).
В собрание музея, вошли предметы и произведения искусства, переданные из Императорских дворцов, из Эрмитажа и Академии художеств, на начальном этапе насчитывалось 1880 произведений.
Новый музей имел три отдела:
отдел «посвященный специально памяти Императора Александра III», этнографический и художественно-промышленный отдел, а так же художественный отдел. Последний отдел «Художественный» имел приоритетное положение, сюда должны были поступать собрания картин и скульптуры лучших российских мастеров. |
|
Название «Русский музей» изначально и традиционно закрепилось, лишь за этим отделом, который и разместился размещенным в Михайловском дворце. Со временем художественный отдел значительно расширился и в настоящее время насчитывает 50 отделов, секторов, подразделений и служб.
Памятный отдел являлся мемориальным, но строительство специального помещения для него затянулось и в связи с последующими историко-политическими событиями в стране, он так и не был открыт. Вместо него был сформирован историко-бытовой отдел, который в 1934 году был частично передан Эрмитажу и лег в основу отдела русской культуры этого музея.
Этнографический отдел входил в состав Русского музея до 1934 года, а затем он был выделен в самостоятельный Государственный музей этнографии народов СССР.
|
|
Коллекция музея постоянно пополнялась посредством покупки произведений на ассигнованные с этой целью средства и благодаря возможным пожертвованиям. Постепенно разрозненное собрание было преобразовано систематизированную и постоянно пополняющуюся коллекцию.
Музейное собрание постоянно пополняется и в настоящее время. Ценные коллекции и отдельные произведения русского изобразительного искусства передают в дар коллекционеры, авторы и их наследники. Произведения искусства музей так же приобретает на международном антикварном рынке, так, например, на аукционах "Кристи" и "Сотби" были куплены рисунки И.Е.Репина и Б.Д.Григорьева.
К 2005 году собрание Русского музея составило 394 158 единиц хранения. В это число входят произведения живописи, графики, скульптуры, нумизматики, декоративно-прикладного и народного искусства, а также архивные материалы. |
В 1914-1917 годы на левом берегу Екатерининского канала (кан. Грибоедова), на месте снесенных корпусов государственной типографии, было построено здание Дворца Искусств. Оно задумывалось как выставочный корпус Академии Художеств и было соединено специальным переходом с Михайловским Дворцом.
Здание, вошедшее в состав Государственного Русского музея по имени архитектора, по проекту которого оно строилось, называют корпусом Бенуа. Здесь находится постоянная экспозиция Музея, а так же устраиваются временные выставки.
На сегодняшний день Русский музей представляет собой большой музейный комплекс в который вошли так же: Строгановский дворец, Михайловский замок, Мраморный дворец, Летний сад и Летний дворец Петра I, а так же одна из первых построек Санкт-Петербурга - деревянный домик Петра I.
|
|
|
|
Русский музей. Инженерная ул., 4. Санкт-Петербург. Центральный вход в музей |
|
|
Русский музей. Корпус Бенуа. Вход в музей со стороны канала Грибоедова |
|
|
Русский музей. А.Айвазовский. Волна. |
|
|
Русский музей. Белый зал. |
Русский музей.St.-Petersburg.Saint-Petersbourg.Sankt Petersburg.San Petersburgo.Russian museum |
|
|
|
|
|
|
Русский музей.Санкт-Петербург |
|
|
|
|
|
|
|