|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сады Санкт-Петербурга |
|
|
|
|
|
|
|
Летний сад |
|
Первый городской сад (Летний) был задуман Петром в 1704 году. Он должен был раскинуться при летней резиденции государя, в дали от шума Адмиралтейской верфи. Место выбрали не случайно, во времена, когда эти земли принадлежали шведам, на этой территории при слиянии Безымянного ерика (Фонтанки) и Невы, была усадьба шведского сановника Конау. Первоначально Летний сад занимал огромную площадь.
Первая парадная часть Летнего сада, которая сохранилась до наших дней, – доходила до Мойки. За ней (где ныне стоит Михайловский замок) – располагалась вторая - хозяйственная часть. На месте третей части обширного Летнего сада, позднее уже в первой трети XIX века, расположился сад Михайловский.
По указу Петра плодовые растения и цветы для летней резиденции привозились из разных уголков России и из Европы. Летний сад был устроен в соответствии с европейской модой, т.е. как сад регулярный. Неотъемлемой частью регулярного сада были многочисленные фонтаны, пруды и гроты. Фонтаны Летнего сада не сохранились, они были разрушены сильным ураганом и наводнением в 1777 году. Сегодня об их существовании напоминает название реки Фонтанки, именно так стали называть Безымянный ерик после того, как в него стала спадать вода от фонтанов Летнего сада.
Из многочисленных построек начала XVIII века сохранился Летний дворец Петра I, построенный по проекту ведущего архитектора петровских времен Д.Трезини в 1710-1712 годы. Летний дворец оформленный скромно, стал первым дворцом Петра в Петербурге.
Огромная роль в убранстве Летнего сада была отведена декоративной садово-парковой скульптуре. Петр отправлял своих посланцев в Италию, где по специальному заказу итальянские воятели делали копии с античных статуй. Первой светской скульптурой Петербурга стала Венера, приобретенная в 1720 году Юрием Кологривовым. Это была единственная подлинная античная статуя, выполненная в III веке до н. э. После того, как эта статуя во второй половине XVIII века украшала Таврический дворец, ее нарекли Венерой Таврической, сегодня ее можно увидеть в Государственном Эрмитаже.
Всего из Венеции и Рима было привезено около двухсот статуй, часть из которых была представлена тематическими сериями: «Круговорот суток» («Ночь», «Аврора», «Полдень», «Закат»); аллегорическая серия («Правосудие», «Милосердие», «Слава»); скульптурные группы «Амур и Психея», «Мир и Изобилие»… Скульптура была выполнена итальянскими мастерами П. Баратта, Д. Зорзони, Ф.Кабианка, А.Тальяпьетра, Д.Бонацца и др. Во времена правления Екатерины II со стороны Невы появилась ажурная решетка. Созданная по проекту архитектора Ю.М.Фельтена, решетка Летнего сада (1771-1784) стала одним из символов Петербурга.
У ворот сада со стороны Невы 4 апреля 1866 года состоялось одно из многочисленных покушений на императора Александра II. Студент Московского Университета Д.Каракозов стрелял в государя, но промахнулся. После этих событий у центральных ворот ограды была установлена мраморная часовня, в память о «чудесном спасении священной особы царя». В 1931 году часовня, была разобрана.
В 20-годы XIX века городская территория со стороны Михайловского замка реконструировалась по проекту К.И.Росси, тогда Летний сад со стороны Мойки подхватила ограда, выполненная по проекту Л.И.Шарлеманя. На территории самого сада в 1826 году по проекту К.И.Росси со стороны Фонтанки был построен павильон «Кофейный домик».
В 1839 году перед Карпиевым прудом была установлена ваза из розового эльфдальского порфира (подарок шведского короля русскому царю). В 1855 году в Летнем саду был открыт памятник А.А.Крылову работы скульптора П.К.Клодта и архитектора Л.И.Шарлеманя. Памятник стал пользоваться необычайной популярностью у современников. После его открытия публика ощупывала изображенные на памятнике в горельефе фигурки животных, героев меногочисленных басен. Для охраны памятника днем выставляли часового, но к 1870 году часть фигур была сильно повреждена, тогда было принято решение установить чугунную ограду на невысоком цоколе.
В годы блокады мраморная скульптура Летнего сада была спрятана в траншеи, а памятник Крылову был бережно укрыт мешками с песком. Все, что поддавалось перевозке было увезено в глубокий тыл. После Великой Отечественной войны проводилась большие восстановительные работы.
С 2009 до 2012 года Летний сад был закрыт на реконструкцию. Первому регулярному саду страны попытались предать облик, близкий к первоначальному. Мраморная скульптура начала XVIII века была заменена на копии, выполненные из современных искусственных материалов. |
Составитель статьи: Паршина Елена Александровна. Использованная литература: Куценогий М.В. Петербург. Конспекты по истории и культуре. Папирус., СПб., 2003 Лисовский В.Г. Архитектура Петербурга, Три века истории.Славия., СПб.,2004. © Е. А. Паршина, 2009 |
|
|
|
|
|
|
Михайловский сад |
|
Михайловский сад раскинулся на площади в 10 га., он занял территорию, которая в петровское время входила в систему Летних садов.
На месте сада Михайловского размещался так называемый 3-й Летний сад., который имел хозяйственное назначение. На его территории были пруды для разведения рыбы, оранжереи для выращивания экзотических фруктов к царскому столу. Здесь в 1712 году был построен дворец супруги Петра I – Екатерины Алексеевны («Золотые хоромы»).
Перед началом строительства осушили территорию участка, прорыли каналы Лебяжий и Красный. Мойку соединили с Фонтанкой и с Кривушей (нынешний канал Грибоедова). Перед дворцом проложили дорогу для прогулок ( «променад»). В 1730-е годы овощной огород был перенесен на участок, который в дальнейшем заняла Мариинская больница, а на освободившейся территории устроили охотничьи угодья. В застройке принимал участие Ф.Б.Растрелли. Были построены бани, зеленый лабиринт, качели и др.. С 1741 по 1744 годы по проекту Ф.Б.Растрелли был построен деревянный 3-й Летний дворец для Елизаветы Петровны, который существовал до 1796 года. От Невского проспекта к кованым воротам дворца вела парадная аллея.
При Павле I на месте Третьего Летнего дворца, началось строительство новой императорской резиденции Михайловского замка. Третий Летний сад, ставший местом прогулок членов царской семьи, получил свое название-Михайловский. В 1819-1825 годы по проекту К.И.Росси на территории Михайловского сада построили парадную резиденцию для Великого князя Михаила Павловича-Михайловский дворец (ныне Государственный Русский музей).
В связи с реорганизацией прилежащей территории, которая проводилась в 1820-е годы так же по проекту К.И.Росси, дворцовую усадьбу ограничили улицы Михайловская, Инженерная, Садовая, а так же Манежная площадь. На берегу Мойки в 1825 по проекту зодчего возвели небольшой Павильон у пристани, который подчеркнул границу сада. |
Составитель статьи: Паршина Елена Александровна. Использованная литература: Куценогий М.В. Петербург. Конспекты по истории и культуре. Папирус.,СПб.,2003: Бунатян Г.Г . Петербург за три дня. Путеводитель. Паритет., Спб.,2008; Лисовский В.Г. Архитектура Петербурга, Три века истории. Славия., СПб.,2004. © Е. А. Паршина, 2009 |
|
|
|
Таврический сад |
|
В середине 1770-х годов Екатерина II подарила участок земли на левом берегу Невы Г.А.Потемкину за присоединение к России Крыма. Древнее название Крыма-Таврида, поэтому Г.А.Потемкину так же был пожалован титул князя Таврического.
В 1783 году по проекту И.Е.Старова началось строительство дворца, который называли Конногвардейским домом. За дворцом под руководством И.Е.Старова по проекту мастера Вильяма Гульда был разбит сад в пейзажном (английском) стиле, для этого изменили рельеф участка.
Земля, выбранная из вырытых прудов, была использована для образования холмов. Пруды и каналы облицевали камнем, холмы покрыли дерном.
Каналы своим течением образовали небольшие живописные острова. В саду были построены шлюзы для регулирования и спуска воды, поступающей из Лиговского канала (ныне не существует). Зимой на прудах устраивали катки и ледяные горы.
В северо-западной части участка разместились оранжереи,теплицы, парники, спроектированные архитектором Ф.И.Волковым. Здесь выращивали фрукты и овощи к царскому столу. Еще в XVIII веке на краю Таврического сада со стороны Потемкинской улицы так же по проекту архитектора Ф.И.Волкова был построен дом садового мастера (1793–1794) - классицистическая усадьба в миниатюре.
Позднее, уже в 30-годы века XX к комплексу добавилась Пальмовая оранжерея, привезенная из Царского Села. После многочисленных реконструкций в 1978 году здесь был открыт Выставочный зал «Цветы». Эта старейшая в Петербурге оранжерея любима многими поколениями горожан. Здесь можно увидеть редкие тропические растения, раскидистые пальмы.
Здесь проходили выставки цветочных композиций и живописи. При съёмках широко известного фильма "Шерлок Холмс и доктор Ватсон" сцена, происходящая в Лондоне в Лоусерском пассаже, снималась на фоне и внутри этой оранжереи.
На территории Таврического сада в 1793-1794 годы были построены одни из первых в России пешеходные металлические мосты. Металлические конструкции мостов отливались на Сестрорецком оружейном заводе. Эти металлические мосты, имеющие стройный и ажурный облик, сохранились до нашего времени.
После смерти Г.А.Потемкина императрица Екатерина II распорядилась в память о нем переименовать Конногвардейский дом в Таврический дворец, такое же название получил и сад. |
Составитель статьи: Паршина Елена Александровна. Использованная литература: Бунатян Г.Г. Петербург за три дня. Путеводитель. Паритет., Спб., 2008; Лисовский В.Г. Архитектура Петербурга, Три века истории. Славия.,СПб.,2004., Куценогий М.В. Петербург. Конспекты по истории и культуре. Папирус.,СПб., 2003 © Е. А. Паршина, 2009 |
|
|
|
Александровский сад |
|
Александровский сад раскинулся вдоль протяженного южного фасада Адмиралтейства. Долгое время застройка этой территории была запрещена.
Адмиралтейство, с петровских времен выполняло не только функции верфи, но и функции крепости. Поэтому по правилам фортификационного строительства, вокруг крепости оставили свободное пространство «гласис», для лучшего обзора окрестностей. Здесь же находился крепостной ров и вал.
Постепенно к началу XIX века Адмиралтейство утратило функции крепости, ров и вал убрали. Здание было перестроено по проекту А.Захарова, а адмиралтейский гласис начал застраиваться. Вдоль южного фасада верфи протянулся Адмиралтейский бульвар. Бульвар стал излюбленным местом прогулок горожан, здесь можно было узнать о последних новостях и «показать» себя. Любил прогуливаться здесь и А.С.Пушкин. Бульвар поэт упоминал и во многих своих произведениях. По краям центральной аллеи установили мраморные статуи Геркулеса и Флоры.
Со второй половины XIX века бульвар стал местом массовых праздников, здесь строили катальные горы, размещали зверинец и балаганы. Со временем, опасаясь пожаров, массовые гулянья перенесли на Марсово поле, а возле Адмиралтейства было решено устроить сад. Устройство сада проводилось под руководством ученого-ботаника, директора Ботанического сада Э.Регеля в 1872-1874 годах.
Начало работ по благоустройству площади и превращению ее в сад было приурочено к 200-летию со дня рождения Петра I. Торжественное открытие Александровского сада состоялось 8 июля 1874 году, в присутствии императора Александра II, который согласился, чтобы новый сад был назван в его честь. В саду были предусмотрены дорожки для прогулок, центральная аллея предназначалась для верховой езды. В саду имелись разнообразные сооружения: горка, веранды, беседки.
В 1879 году начал действовать фонтан, самый крупный в городе. Во времена Петра I на месте фонтана, на территории адмиралтейского гласиса была построена деревянная церковь во имя Св. Исаакия Долматского (первый Исаакиевский собор в Петербурге. В этой церкви Петр I венчался с Екатериной Алексеевной 19 февраля 1712 года).
В 1880 году Городская дума предложила разместить в Александровском саду бюсты деятелей науки и словесности. В предложенном списке было 14 имен.
В 1887 году, рядом с Дворцовой площадью в Александровском саду, был установлен бюст В.А.Жуковскому (скульптор В.П. Крейтан, архитектор А.С. Лыткин). В 1892 году был открыт памятник почетному гражданину города путешественнику, исследователю Средней Азии Н.М.Пржевальскому (скульптор И.Н.Шредер и художник- любитель генерал-майор А.А.Бильдерлинг). 17 мая 1896 года торжественно открыли бюсты Н.В.Гоголя и М.Ю.Лермонтова (скульптор В.П. Крейтан, архитектор Н.В.Максимов).
В 1899 году установлен бюст М.И.Глинки (скульптор В.П.Пащенко, архитектор А.С.Лыткин). Эта традиция была продолжена, так 16 октября 1998 года в Александровском саду был открыт бюст А.М.Горчакова. По бюсту работы скульптора XIX века Серво-Киприама Ксаверьевича Годебского, хранящегося в фондах Академии Художеств, скульпторами А.С.Чаркиным и Б.А.Петровым, архитектором С.Л.Михайловым, был создан современный памятник.
В начале 1920 годов Александровский сад был реконструирован. Работы велись под руководством архитектора И.Фомина. В годы блокады Ленинграда ни одно дерево в саду не было срублено, несмотря на то, что жители города очень нуждались в дровах, и им приходилось топить квартиры деревянной мебелью. Александровский сад сильно пострадал от бомбежек и артобстрелов, но сразу после освобождения города он был благоустроен и открыт для публики.
Александровский сад соединяет центральные площади Санкт-Петербурга–Дворцовую, Исаакиевскую и Сенатскую. |
Составитель статьи: Паршина Елена Александровна. Использованная литература: Бунатян Г.Г. Петербург за три дня. Путеводитель. Паритет., Спб.,2008; Лисовский В.Г. Архитектура Петербурга, Три века истории. Славия., СПб.,2004. Куценогий М.В. Петербург. Конспекты по истории и культуре.Папирус., СПб., 2003 © Е. А. Паршина, 2009 |
|
|
|
|
Сады.Санкт-Петербург |
|
|
|
|
|
|
|