|
|
Юсуповский дворец.Санкт-Петербург |
|
|
|
|
11.00-17.00/САНИТАРНЫЙ ДЕНЬ ОДИН РАЗ В МЕСЯЦ С ОКТЯБРЯ ПО АПРЕЛЬ |
|
СТ.МЕТРО "АДМИРАЛТЕЙСКАЯ", НАБЕРЕЖНАЯ РЕКИ МОЙКИ,94, ВХОД ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТУРИСТОВ И МАЛЫХ ГРУПП С УЛ. ДЕКАБРИСТОВ 21 |
|
yusupov-palace.ru |
|
|
Корни богатейшего в России рода Юсуповых уходят в далекий VI век. Их предком был Абу Бекр (572-634) – первый халиф в Арабском халифате, один из ближайших сподвижников Мухаммеда.
В период распада халифата предки князей Юсуповых правили в Ираке, Персии, Египте, Дамаске, Антиохии. На русскую службу в XVI веке, были приняты Братья Суюмбеки, сыновья Юсуфа-мурзы, родоначальника рода Юсуповых. Одному из них царь Федор Иоаннович пожаловал город Романов (ныне город Тутаев). Так в русской летописи говорится: «Сыновья Юсуфа, прибыв в Москву, пожалованы были многими селами и деревнями в Романовской округе, и поселенные там служилые татары и казаки подчинены им. С того времени Россия сделалась отечеством для потомков Юсуфа».
При царе Алексее Михайловиче в 1661 году правнук Юсуфа, Абдул-Мурза был крещен и обрел имя Дмитрия Сеюшевича Юсупово-Княжево. После крещения он получил титул русского князя вместо татарского мурзы и был пожалован в стольники.
В дальнейшем успешно складывалась служба Юсуповых при русском дворе, являясь одной из богатейших семей в России они имели усадьбы не только в Санкт-Петербурге и в его окрестностях, но и по всей стране.
До наших дней на территории Санкт-Петербурга сохранились четыре особняка, которыми владели представители рода Юсуповых. Усадьба на набережной реки Фонтанки (ныне дом 115, Университет путей сообщения); дом № 86 по Невскому проспекту, который много раз менял владельцев и перестраивался (ныне Дом актера имени Станиславского); дворец З.И.Юсуповой на Литейном проспекте, 42 (с 1994 года Институт внешнеэкономических связей, экономики и права).
Самый известный Юсуповский дворец находится по адресу набережная реки Мойки, 94. Он привлекает большое количество посетителей. Это один из немногих в России дворянских особняков, где прекрасно сохранились не только изысканные интерьеры, но и мебель, предметы быта и личные вещи владельцев. Кажется, что хозяева совсем недавно покинули свой дом, который сохранил былую роскошь, но вместе с тем и необыкновенную теплую и уютную атмосферу.
Участок, который сегодня занимает здание дворца был застроен уже в начале XVIII века, здесь находился небольшой деревянный дворец и усадьба царевны Прасковьи Иоанновны - племянницы Петра I.
В 1726 году она подарила свое имение лейб-гвардии Семеновскому полку, который квартировал здесь до 1742 года. После того, как для Семеновского полка специально была устроена слобода, полковой двор на Мойке был продан частным владельцам.
Один из участков приобрелгенерал-аншефграф П.И.Шувалов-влиятельный вельможа елизаветинской поры. На набережной для него был построен двухэтажный каменный дворец с парадной лестницей, марши которой выходили на улицу. Фасад был оформлен колонным портиком, поддерживающим балкон. В соответствии с традициями пышного барокко стены украшали многочисленные декоративные элементы, а на карнизе размещались декоративные вазы и скульптура.
За главным фасадом до Офицерской улицы простирался обширный сад с оранжереями. Во дворце Шувалова устраивались пышные приемы и балы.
В 1754 году здесь с участием венценосных особ было торжественно отпраздновано рождение цесаревича Павла Петровича, будущего императора Павла I. Дворец П.И.Шувалова не сохранился, но его облик доносит рисунок М.И.Махаева «Вид от Крюкова канала вверх по реке Мойке». На рисунке рядом с Шуваловским дворцом можно видеть двухэтажное строение, будущий Юсуповский дворец.
После смерти П.И.Шувалова дворцом владели его дети. В 1795 году усадьба была выкуплена Екатериной II в казну и подарена статс-даме графине Александре Васильевне Браницкой, урожденной Энгельгардт.
А.В.Браницкая была племянницей светлейшего князя Григория Потемкина и личным другом и доверенным лицом императрицы. Екатерина II скончалась в 1796 году, а графиня навсегда покинула Петербург, так практически и не воспользовавшись подарком венценосной подруги.HELLOPITER.RU
Дворец на Мойке принадлежал Браницким тридцать пять лет, здесь жили дочери графини-фрейлины императорского двора.
5 марта 1830 года усадьба была продана за 250 тысяч рублей князю Николаю Борисовичу Юсупову, который был женат на родной сестре А.В.Браницкой - Татьяне Васильевне.
Будучи одним из богатейших и образованнейших людей в Европе, Николай Борисович занимал ряд высоких государственных должностей: сенатора, директора театров, директора фарфорового и стекольного императорских заводов и шпалерной мануфактуры, президента мануфактур-коллегии, министра Департамента уделов, директора Эрмитажа, члена Государственного совета.
В 1796 году он был назначен верховным маршалом при предстоявшей коронации императора Павла I, с повелением быть председателем коронационной комиссии. В день коронования князь был пожалован орденом Святого Андрея Первозванного. Впоследствии он стал верховным маршалом и при короновании двух других российских императоров Александра I и Николая I.HELLOPITER.RU
Николай Борисович был известным меценатом, коллекционером и тонким знатоком искусства. Именно ему Екатерина II, а затем и Павел I доверяли пополнение коллекций Эрмитажа, Царского села, Павловска и Гатчины. Одновременно князь занимался созданием частного собрания произведений искусства. HELLOPITER.RU
Дом на Мойке князь приобрел для своей жены Татьяны Васильевны и их сына-гофмейстера императорского двора Бориса Николаевича. Особняк П.И.Шувалова, построенный 1770-годы был в значительной степени перестроен и модернизирован по проекту архитектора Андрея Алексеевича Михайлова-второго. Габариты старого здания с колонным портиком были сохранены. Вместе с тем одноэтажные боковые корпуса были надстроены до третьего этажа.
Пышные барочные декоративные элементы исчезли с фасада, дворец приобрел монументальный строгий классический облик, который сохранился до наших дней. Вместо проезда во внутренний двор был создан вестибюль с торжественной парадной лестницей, ведущей в покои второго этажа. Со стороны набережной к основному объему был пристроен новый трехэтажный корпус с Белоколонным залом.
|
|
|
После смерти старого князя в 1831 году было принято решение о перевозе его богатейшей коллекции из подмосковного Архангельского в Петербург. В связи с этим Юсуповский дворец на Мойке был значительно расширен.
Реконструкция по проекту архитектора А.А.Михайлова - второго продолжалась семь лет.Вдоль восточной границы усадьбы был построен новый корпус, где расположились пять залов, предназначенных для хранения бесценных произведений: Николаевский зал, Прециоза, Ротонда Кановы, Античный зал, Римский, Белозеровская галерея.
Здесь же разместился уникальный домашний театр. Среди сотен картин европейских мастеров можно было увидеть полотна Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта, Тьеполо, Давида и др.
Коллекция включала так же прекрасные произведения скульптуры, такие как: «Сидящая девушка» Э.М.Фальконе, «Борцы» П.Трискорни, бронзовая статуэтка работы итальянского мастера VI века Джованни Болоньи. Особое место было отведено для шести античных мраморов. В Николаевском зале, названном в честь основателя галереи, были установлены парадные мраморные скульптурные портреты владельцев дворца Н.Б.Юсупова и Б.Н.Юсупова–работы скульптора И. Витали.
В Ротонде Кановы находились скульптурные группы «Амур и Психея» и «Амур с луком и колчаном», которые Н.Б.Юсупов лично приобрел у итальянского ваятеля А. Кановы.
В 1839 году увидел свет первый каталог Юсуповской галереи под названием «Музей князя Юсупова, содержащий полотна, мраморы, кость и фарфор, которые находятся во дворце Его Высочества в Петербурге». В то время собрание включало 483 картины и 31 мраморную скульптуру.HELLOPITER.RU
В Юсуповском дворце бывали блистательные представители русской и европейской аристократии: А.С.Пушкин, Н.М.Карамзин, И.А.Крылов, П.А.Вяземский, В.А.Жуковский, французский драматург П.Бомарше.
На сцене домашнего театра Юсуповых 1 февраля 1836 года состоялась премьера оперы М.Глинки «Иван Сусанин, или Жизнь за царя».
|
Гостеприимная хозяйка Татьяна Васильевна Юсупова была душой художественного салона. Обладая огромным состоянием и безупречным вкусом она занималась коллекционированием драгоценностей. В ее собрании находился бриллиант «Полярная звезда» в 40 карат, алмаз «Альдебрант», огромный сапфир и жемчужина «Пелегрина» величиной с грецкий орех.
Юсуповы владели уникальной жемчужиной более 130 лет, в 1957 году она была продана в Женеве, в Доме Кристи. Кроме того Юсупова владела алмазной диадемой неаполитанской королевы Каролины Мюрат, ожерельем из 42 черных жемчужин, бриллиантовыми серьгами Марии Антуанетты и другими ювелирными шедеврами.
В 1840-е годы по проекту швейцарца Бернара Симона были перестроены цветочные оранжереи, справа и слева от парадной лестницы.
Архитектор создал два новых интерьера Зимний сад (не сохранился) и Гобеленовую Гостиную, которая получила свое название по находившимся здесь гобеленам, подаренным Н.Б.Юсупову в 1809 году Наполеоном Бонапартом.
Серьезная перестройка дворца в соответствии со вкусом очередного наследника Николая Борисовича Юсупова-младшего была осуществлена в 60-е годы XIX столетия.
Новый хозяин усадьбы на Мойке - философ и музыкант, композитор и почетный член Римской и Парижской консерваторий, коллекционер драгоценных камней и редких музыкальных инструментов поручил работы академику архитектуры Ипполиту Антоновичу Монигетти. Из Парижа князь передал зодчему свои пожелания в виде готовых планов «на 47 больших листах и на многих малых», созданных французом Руо.
В работе над интерьерами дворца Монигетти помогали: К.Руска, крепостной архитектор Алексей Сотников, академик, резных и столярных дел мастер Василий Шутов, живописец О.Руйи, скульпторы Д.Иенсен и Ф.Ботта.
В первоначальные парижские проекты вносились изменения. По проекту И.А.Монигетти была создана роскошная парадная лестница, стены которой украшает изысканный лепной декор, а в нишах установлены мраморные изваяния, привезенные Юсуповым из Италии. На верхней площадке лестницы две скульптуры, изображающие Вакха, а на средней площадке статуя Амура. Лепные орнаменты были выполнены в скульптурной мастерской Крюше во Франции, оттуда же была доставлена и сама лестница из каррарского мрамора.
|
|
По проекту И.А.Монигетти был отделан ряд комнат на половине князя и в личных покоях княгини. В тот же период существенно был перестроен домашний театр, который Монигетти оформил в стиле второго барокко. Для дворца на Мойке хозяева приобретали в Италии и Франции резные камины из мрамора, малахита и оникса, мебельные гарнитуры и люстры, музыкальные инструменты.
Очередная реставрация дворца, затронувшая весь комплекс помещений, была осуществлена в 1890-е годы по проекту Александра Александровича Степанова. На месте зимнего сада была устроена Дубовая столовая.
Существенно был перестроен театр, который и сегодня представляет уникальную достопримечательность Юсуповского дворца. Оформленный с использованием мотивов рококо, он напоминает драгоценную шкатулку. Здесь за дирижерским пультом стояли М.Глинка, А.Даргомыжский, Л.Мицкус, Э.Направник; на сцене блистали Ф.Лист, Ф.Шопен, Ф.Шаляпин, П.Виардо, Л.Собинов, А.Нежданова; читали свои произведения А.Блок, С.Есенин, В.Маяковский.
Окончательно облик дворца сформировался в 1911-1916 годы. В этот период интерьеры были оформлены в соответствии со вкусами последних владельцев – князя Ф.Ф.Юсупова графа Сумарокова-Эльстона и его жены Ирины Александровны.
Феликс Юсупов - сын единственной наследницы князя Н.Б.Юсупова-младшего – Зинаиды Николаевны и графа Сумарокова-Эльстона. Его супруга Ирина Александровна, урожденная Романова, была внучкой Александра III и племянницей Николая II. К этому времени Юсуповы имели годовой доход в размере 1 миллиона 258 тысяч, 17 имений в различных губерниях России, рудник в Донбассе, восемь доходных домов в Москве и Петербурге, сотни предприятий.
|
|
В первом этаже Юсуповского дворца по проекту архитекторов А.П.Вайтенса и А.Я. Белобородова были оформлены личные покои молодых владельцев. Живописные работы были поручены художникам Конашевичу, Н.Тырсе, С.Чехонину. Эстетические идеалы второго поколения художников «Мира искусств» были воплощены при оформлении Серебряного будуара Ирины Александровны.
Революция 1917 года прервала работы во дворце, но в советское время по чертежам и рисункам авторов были завершены.
В ночь на 17 декабря 1916 года в Юсуповском дворце на Мойке в результате заговора потомственных дворян был убит Григорий Распутин. Трагедия разыгралась на половине молодого князя Феликса Юсупова. За участие в заговоре Ф.Юсупов был сослан в свое курское имение «Ракитное», откуда с женой перебрался в Крым, а после октябрьского большевистского переворота эмигрировал за границу.
После отъезда Юсуповых в эмиграцию, дворцом управляли доверенные лица. Часть здания занимало Шведское консульство и Германское посольство (Германский совет рабочих и солдатских депутатов).
В 1919 году специальным декретом дворец был национализирован. Было принято решение сохранить дворец, превратив его в художественно-исторический памятник.
Для описи имущества была создана чрезвычайная комиссия, которая обнаружила в тайниках дворца более тысячи картин кисти Давида, Фрагонара, Коро, Гвидо Рени, Веласкеса, Ван Дейка, Рубенса, Рембрандта и других великих живописцев. Так же была найдена уникальная коллекция старинных музыкальных инструментов из 128 предметов, в том числе скрипки работы братьев Амати, Антонио Страдивари и других великих итальянских мастеров.
В тайниках так же были найдены драгоценности, ценные предметы прикладного искусства, коллекции старинного оружия, монет и медалей, собрание шпалер и гобеленов. Особо ценными оказались рукописи-письма, автографы русских и европейских писателей, философов и политиков: Г.Р.Державина, П.А.Вяземского, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф. Шиллера, В. Гюго, П. Мериме, П. Бомарше и других.
Позднее 12 октября 1925 года в кабинете князя за книжной полкой, в потайной комнате были найдены 26 личных писем А.С.Пушкина к дочери фельдмаршала М.И.Кутузова-Е.М.Хитрово и одно письмо к ее дочери Е.Ф.Тизенгаузен.
В 1919 году во дворце была открыта художественная выставка, затем музей дворянского быта. В 1925 году музей был закрыт, а коллекция разрознена. Уникальные предметы искусства были переданы в Эрмитаж, Русский музей, Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и др. Судьбу художественной коллекции определяла антикварно-оценочная комиссия под председательством А.М.Горького. В июле того же года Юсуповский дворец стал - Центральным домом работников просвещения.
В период Великой Отечественной войны во дворце размещался эвакогоспиталь №67. От прямого попадания бомб и снарядов, а так же пожара серьезно пострадал целый ряд помещений и главный фасад. В 1946 году началось восстановление дворца. Сегодня Юсуповский дворец открыт для посетителей.
Его внутреннее убранство создавалось на протяжении полутора столетий. В оформлении интерьеров нашли отражение все основные стили и направления, царившие в русской архитектуре, начиная с середины XVIII до начала XX века. Вместе с тем уникальный памятник отличается удивительной цельностью, благодаря таланту и деликатности архитекторов, создававших его.
Прекрасно сохранившиеся залы Юсуповского дворца, сегодня не только дают возможность представить картину жизни богатого вельможи и его семьи последней трети XVIII-XIX веков, но и раскрывают вкусы и пристрастия, царившие тогда в русском обществе .
Составитель статьи: Паршина Елена Александровна. Использованная литература: Лисовский В.Г. Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия., СПб., 2004. Свешникова Г.И.Юсуповский дворец. Арт-Палас.,СПБ.,1996; Фролов А.И. Дворцы вельмож., Глагол.,Спб., 2010
© Е. А. Паршина, 2012
|
|
|
|
|
|
Юсуповский дворец. Мойка. Санкт-Петербург |
|
|
Юсуповский дворец. Парадная лестница. |
|
|
Праздничная иллюминация дворца Юсуповых на Мойке. В.С.Садовников.1856 г. |
St.-Petersburg.Saint-Petersbourg.Sankt Petersburg.San Petersburgo.Юсуповский дворец.Санкт-Петербург |
|
|
|